Погрузка на железнодорожном транспорте в мае 2017 года: экспорт растет
Погрузка на железнодорожном транспорте в мае 2017 года: экспорт растет
Экспертное мнение, 01 июня 2017 года
По итогам мая 2017 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 106,5 млн тонн, что на 3,5% превышает результат за аналогичный период прошлого года – соответствующие данные представила сегодня железнодорожная компания. По итогам 5 месяцев погрузка достигла 516,9 млн тонн, на 3,8% превысив уровень прошлого года.
Основным драйвером роста погрузки продолжает оставаться уголь – за январь-май 2017 года на железнодорожном транспорте было погружено 149,3 млн тонн угля (+9,4% к январю-маю 2016). При этом погрузка угля увеличилась только при отправке на экспорт (рост составил практически 20%), во внутреннем сообщении она находится на уровне прошлого года.
Росту экспорта угля способствует несколько факторов. Во-первых, несмотря на снижение, мировые цены на каменный уголь всё ещё находятся на приемлемом уровне для отечественных производителей. Во-вторых, введение Китаем запрета на импорт угля из Северной Кореи до конца года также переориентировало часть китайских предприятий на российский уголь: так, только по итогам февраля экспорт угля в Китай превысил показатель прошлого года на 20%. Кроме того, в конце мая на станции Дзержинская-Новая Калининградской железной дороги введён в эксплуатацию первый в России терминал для экспортных отправок угля по колее 1435 мм. В соответствии с прогнозом объём перегружаемого угля через этот терминал в перспективе может увеличиться до 1 млн тонн.
Сохраняется существенный рост погрузки химических и минеральных удобрений (+7% к январю-маю 2016), при этом погрузка растет как во внутреннем сообщении, так и на экспорт. Росту экспортных поставок способствует увеличение мирового спроса на удобрения: импорт российских удобрений нарастили Китай, Бразилия, Турция и другие страны, также в начале марта группа ЕвроХим приобрела крупнейшего в Болгарии дистрибьютора минеральных удобрений Agricola Bulgaria с целью развития сбытовой сети в Европе. Однако в долгосрочной перспективе существует ряд факторов, которые могут негативно повлиять на российский экспорт. Так, продолжают вводиться новые мощности в зарубежных странах, но при этом ряд стран корректируют свою политику в сфере использования удобрений: например, Китай начал реализацию экологической политики по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве.
Зерно также демонстрирует рост погрузки на 6,2% по итогам пяти месяцев текущего года и также основной вклад вносят экспортные поставки. Однако, погрузка зерна на экспорт могла быть еще выше: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.16 №96 до июля 2018 года была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу, но ряд ответных мер других государств ее ограничил. Например, в марте Турцией были введены заградительные (130%) пошлины на российское зерно. Также необходимо отметить, что согласно обновлённому прогнозу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2017 году ожидается снижение урожая зерновых на 8,9% к уровню 2016 года до 110 млн тонн, при этом экспорт зерновых должен сохраниться на уровне прошлого года.
Продолжает снижаться погрузка строительных грузов (-4,4% к январю-маю 2016). Негативно на погрузке сказывается образовавшийся дефицит подвижного состава при вывозе щебня из Северо-Западного федерального округа, следствием чего стало резкое увеличение ставок операторов на предоставление полувагонов. На сокращение погрузки щебня во внутреннем сообщении также оказывает влияние отсутствие прогнозируемой ценовой политики и вопрос по срокам рассмотрения заявок на предоставление подвижного состава. Кроме того, негативным образом на погрузке отразилось снижение производства части строительных материалов: например, по данным Росстата, с января по апрель выпуск цемента в России снизился на 2,4%, объём работ по виду деятельности «Строительство» за 4 месяца текущего года сократился на 3,1%, а ввод жилья снизился на 14,8%.
Погрузка чёрных металлов сократилась за 5 месяцев на 0,4%. При этом сокращение погрузки происходит именно во внутреннем сообщении, в то время как погрузка на экспорт демонстрирует небольшой рост, однако его ограничивают меры нетарифного регулирования со стороны основных стран импортеров. Например, помимо уже введенных в 2015-2016 гг. рядом стран пошлин, в январе текущего года со стороны Турции были введены дополнительные пошлины на импорт стальных труб в размере 30%, а мае Мексика продлила действие пошлин на листовой горячекатаный прокат из России в размере 29,3%. Дополнительно некоторые страны в текущем году начали антидемпинговое расследование в отношении импорта стальной продукции из России.
Александр Слободяник,
Руководитель отдела исследований грузовых перевозок
Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Об авторе:
В 2010 году окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ). Работает в ИПЕМ с 2013 года. Принимал участие в разработке отраслевых стратегических документов, широкого круга макроэкономических моделей, а также ряда международных исследований. Автор большого количества публикаций в профильных изданиях.
Об организации:
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр, основанный в 2005 году. Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru
Почта России совершенствует операционные процессы, чтобы повысить операционную эффективность. Компания планирует ежегодно экономить более 250 млн руб. за счет отказа от использования бумаги в логистике.
11 марта 2024 года в НИУ «МЭИ» прошла торжественная церемония присвоения почетного звания «Почетный профессор МЭИ» выпускнику МЭИ, президенту Союза китайских предпринимателей в России, г-ну Чжоу Лицюнь за вклад в развитие сотрудничества НИУ «МЭИ» с научными организациями Китая в области науки и образования.
Производство «Русский трансформатор» входит в состав АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара», которое является одним из ведущих предприятий России по производству электротехнической продукции. Датой рождения «РТ» является 3 февраля 2004 года. Тогда на месте бывшего оборонного завода стало разворачиваться новое производство, которое уже за первый год своего существования выпустило 150 трансформаторов типа ТМГ.