Российские вертолеты снова проиграли в индийском тендере
08 октября 2012г.
По результатам крупнейшего тендера на поставку Дели 22 ударных вертолетов американский АН-64 Apache одержал победу над российским Ми-28Н.
Тендер на поставку ударных вертолетов Дели объявил еще в 2008 году. Согласно условиям тендера: Дели закупает 22 ударных и 15 тяжелых транспортных вертолетов. Сумма сделки оценивается в 3 млрд долларов. Участниками тендера стали: российская компания "Камов", британско-итальянская Augusta Westland, европейский концерн EADS, американские компании Bell Helicopter и Boeing.
К 2009 году Дели резко охладел к объявленому тендеру, а в конце 2009 года Индия снова объявила о своем желании купить партию вертолетов. Повторный старт военно-технической гонки века привел к серьезной перегруппировке противоборствующих сторон:
вместо "Черной акулы" (от ее закупки отказались собственные военные) Россия предложила на экспорт Ми-28Н.
американцы представили вертолет АН-64 Apache.
Сравнение вертолетов АН-64 Apache и Ми-28Н: Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, но имеет более мощные двигатели, обзор из кабины Ми-28Н лучше, однако в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. По вооружению Ми-28Н обошел Apache:
подвижные автоматические одноствольные орудия калибра 30 мм,
модифицированная танковая пушка 2А42 по точности попадания выше, чем у американского конкурента, исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект и стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный,
противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) - сверхзвуковая высокоточная ракета "Атака-В" с радиокомандным наведением на Ми-28Н, а АН-64 Apache - ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением, но добираются они до цели в 4 километра за 15 секунд, тогда как российские в 1,5 раза быстрее.
Собственно противостояние двух машин закончилось еще в 2011 году. Уже тогда стало понятно, что Дели доволен Ми-28Н, но покупать его не собирается. "Мы решили не выбирать Ми-28 по техническим причинам. Наши эксперты считают, что Ми-28 не отвечает требованиям тендера по 20 позициям, в то время как Apache показывает лучшие результаты", - сообщил представитель минобороны Индии.
Среди причин отказа в покупке вертолетов Ми-28Н называются:
авария во время стратегических командно-штабных учениях на Гороховецком полигоне под Нижним Новгородом, когда во время выполнения практической стрельбы вертолет упал, выполняя главный для себя маневр;
отсуствие военной статистикиу Ми-28Н: вертолет АН-64 Apache давно применяется в ходе реальных военных конфликтов и имеет статистику эффективности боевого применения машины, и данные работы "на отказ" всех систем винтокрылой машины в обычных и сложных условиях эксплуатации;
опыт предыдущих контрактов с Москвой, когда, купив технику, Дели был вынужден доводить ее до боеготового состояния за дополнительные деньги;
под вопросом всепогодность и возможность применения в любое время суток вертолета Ми-28Н: оборудование, отвечающее за это, все еще проходит испытания.
В последнее время Индия серьезно диверсифицировала свои военно-технические связи. Россия больше не монополист на этом рынке. Этот факт даже закреплен в индийском законодательстве, предписывающем не покупать вооружения и военную технику у одного поставщика. Кроме того, сегодня Западные поставщики вооружения переняли тактику России и все чаще предлагает Индии не только покупку, но и налаживание лицензионного производства.
Диверсификация привела к тому, что Россия вылетела из тендера на поставку легкого истребителя, тогда цена вопроса составила 1,5 млрд долларов на поставку 126 машин Дели. Лидировавший все время его проведения МиГ-35 был признан "негодным" в самый последний момент, когда европейцы пообещали, что передадут Индии технологии производства своих боевых машин.
Как отмечают эксперты, перспективы и точки соприкосновения интересов в военно-техническом сотрудничестве междуРоссией и Индией остаются. По условиям тендера Дели необходимы еще и тяжелые транспортные машины: лидерство России в этой номинации абсолютно - Ми-26Т2 не имеет аналогов в мире. Однако сколько оно еще будет сохранятся неизвестно...