03 ноября 2022 г.
В 2022 году более 50 российских вузов приняли участие в проекте по внедрению образовательных программ (модулей) «Университет Future Skills». За два года реализации проекта более 40 компетенций Future Skills были внедрены в программы подготовки студентов высших учебных заведений в 2022 году. В число наиболее востребованных компетенций вошли высокотехнологичные специальности, составляющие основу технологического и кадрового суверенитета страны: лазерные технологии, промышленная робототехника, разработка виртуальной и дополненной реальности, эксплуатация беспилотных авиационных систем, разработка мобильных приложений и решений с использованием блокчейна и т. п.
Проект «Университет Future Skills» реализуется Министерством науки и высшего образования РФ, Агентством развития навыков и профессий и вузами с 2021 года. Его целью является развитие и распространение в системе высшего образования лучших практик подготовки студентов по перспективным профессиям и навыкам, которые востребованы в новых экономических реалиях.
Ключевой особенностью проекта «Университет Future Skills» является включение отдельных образовательных модулей, направленных на освоение навыков будущего, в существующие программы вузов. Это позволяет значительно ускорить процесс интеграции навыков и профессий будущего в экономику и реальный бизнес, а также может стать важной составляющей кадрового обеспечения страны.
«Процесс разработки проекта включил в себя несколько этапов. Сначала мы провели исследовательские работы, которые показали нам, что на смену одним компетенциям и профессиям с течением времени приходят новые. На это влияет множество факторов – от технологических до экономических. Поэтому перед нами встала задача описать компетенции и профили специалистов, которые предположительно могут быть востребованы в будущем. На сегодняшний день мы описали 43 компетенции будущего, еще несколько находятся в разработке. Подготовку таких специалистов мы посчитали логичным организовать именно в университетах, которые занимаются не только образованием, но и являются научными центрами, развивающими новые технологии. Поэтому мы на базе 5 федеральных вузов создали “Университет Future Skills”, в рамках которого студенты могут освоить навыки будущего», – рассказываетКонстантин Кайсин, директор департамента развития образовательных организаций и перспективных профессий Агентства развития навыков и профессий.
Федеральными центрами реализации проекта стали Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Южный федеральный университет (ЮФУ), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)и Севастопольский государственный университет (СевГУ).
Директор Центра развития профессиональных компетенций ГУАП Ксения Баймакова говорит, что ГУАП стоит у истоков проекта «Университет Future Skills». Многие компетенции были разработаны университетом с нуля при плотном взаимодействии с индустриальными партнерами. Это, по ее словам, позволяет вузам готовить таких специалистов, которые, едва сойдя со студенческой скамьи, могут идти работать на предприятие и сразу приносить пользу компании: «В ГУАП в 2021 году были реализованы 13 компетенций Future Skills, и все они внедрялись в плотном взаимодействии с индустриальными партнерами. Необходимо отметить, что такой тандем, безусловно, влияет и на мотивацию студентов, которые понимают, что участие в истории Future Skills даст им перспективные знания, фору в трудоустройстве и скиллс-паспорт в портфолио. Участие в данном проекте позволило ГУАП наладить новые, значительно укрепить и расширить уже имеющиеся связи с потенциальными работодателями, найти новые интересные точки взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами, вывело подготовку студентов на новый уровень, а также дополнило проведение промежуточной аттестации независимой оценкой навыков и умений».
Анастасия Макарова, руководитель проекта Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ, соглашается, что проект «Университет Future Skills» позволяет нивелировать разрыв между образовательными программами в вузе и реальными потребностями компаний – потенциальных работодателей: «В 2021 году мы внедрили 3 компетенции: “Эксплуатация сервисных роботов”, “Разработка мобильных приложений” и “Разработка виртуальной и дополненной реальности”. Это, пожалуй, самые популярные IT-специальности, и спрос на таких сотрудников неуклонно растет. Причем в рамках этих направлений написанием учебных пособий, ведением лекций и организацией практических заданий занимаются не сотрудники ДВФУ, а представители наших индустриальных партнеров. Именно это помогает свести к минимуму разрыв между получаемыми в университете знаниями и необходимыми для работы навыками».
За два года реализации «Университета Future Skills» вузы – федеральные центры проекта сформировали ряд ярких кейсов и историй успеха, которые демонстрируют востребованность компетенций будущего в различных сферах экономики и возможности тиражирования лучших образовательных практик в системе высшего образования. Очевидным стал и интерес потенциальных работодателей к партнерству с вузами в реализации проекта.
Высоко оценивают практическую пользу «Университета Future Skills» в ЮФУ. Заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности университета Антон Кумов рассказывает, что участие в этом проекте позволило по-другому взглянуть на образовательную деятельность, пересмотреть учебные планы. «Более того, на базе нашего вуза была создана так называемая IT-песочница – это аудитории и лаборатории, оборудованные в сотрудничестве с нашими технологическими партнерами. Они стали своеобразными учебными полигонами по изучению компетенций Future Skills. Вне учебы компании проводят там свои активности со студентами: различные митапы, хакатоны, презентации. Безусловно, это помогает отрабатывать полученные навыки, а самое главное, дает возможность ребятам напрямую взаимодействовать с будущими работодателями и демонстрировать свои умения», – добавляет он.
В НИЯУ МИФИ уже не только обучаются компетенциям Future Skills, но и доказывают, что приобретенные навыки можно реализовать на деле.«Одной из самых успешных в плане реализации компетенций для нас стала “Эксплуатация беспилотных авиационных систем”. Изначально у наших ребят появилось желание просто летать. И мы им эту возможность предоставили. Но уже через год они захотели создавать свои коптеры, свою начинку, свое программное обеспечение. И вот сейчас они делают под заказ наборы собственного производства, которые в том числе применяются и для соревновательных задач. Фактически у нас сформировалось несколько команд, которые предлагают свои решения внешним заказчикам», – отмечает Алексей Грехов, начальник отдела компетенций НИЯУ МИФИ.
Популярность обучения профессиям Future Skills подтверждают и в ДВФУ. Самыми востребованными компетенциями будущего стали разработка мобильных приложений, а также виртуальной и дополненной реальности. В этом году вуз запустил магистратуру по специальности «разработчик AR&VR». И уже сегодня 100% студентов этого направления трудоустроены в компаниях – индустриальных партнерах ДВФУ.
Аналогичный интерес к компетенциям «Разработка мобильных приложений» и «Виртуальная и дополненная реальность» демонстрируют и в СевГУ. «Успешное участие университета в активностях Агентства развития навыков и профессий побудило наше руководство открыть в рамках направления “Прикладная информатика” подготовку специалистов по профилю “AR/VR-технологии”. Уже нынешней зимой первые студенты этого направления будут сдавать демонстрационный экзамен. Важно отметить, что студенты, обучающиеся на данном направлении, и активные участники чемпионатов FS в этой компетенции, стали обладателями грантов Фонда содействия инновациям в рамках программы “Студенческий стартап”. Ребята выступили разработчиками в том числе и мобильных приложений с дополненной реальностью, и к ним уже есть огромный интерес со стороны реальных заказчиков», – рассказывают Михаил Майстришин, директор Морского колледжа СевГУ, и Ирина Дымченко, старший преподаватель кафедры «Информационные системы» СевГУ.
Вдвое сократит срок возведения производств административный зелёный коридор, анонсированныймосковским правительством в феврале2023 года. Он начнёт действовать в столице для проектов строительства и реконструкции объектов промышленно-производственного назначения площадью не менее 1,5 тыс. м2.
В Москве состоялась встреча представителей Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете с главами дипломатических представительств стран Латинской Америки и государств Персидского залива, в рамках которой дипломатам представили перспективы сотрудничества в северных широтах и ключевые российские проекты по развитию Арктики.
Холдинг «Селигдар» (MOEX: SELG) (далее – «Холдинг» или «Селигдар»), российский производитель золота и олова, в 2022 году вышел на новый уровень – производство золота компаниями Холдинга превысило 7,5 тонн. Таким образом, «Селигдар» не только выполнил производственный план года, но и установил исторический рекорд производства золота. В 2021 году объем производства золота составил 7,2 тонн.