Статьи

АСТРАХАНСКИЙ ТРЗ: ЗДЕСЬ ЧИНЯТ ТЕПЛОВОЗЫ!

21 сентября 2021 г.

4 июля свой 68-ой день рождения отметил один из старейших заводов Астрахани – тепловозоремонтный (АТРЗ, входит в Группу компаний «ЛокоТех»). Его появление в середине прошлого столетия оказало колоссальное влияние на  развитие областного центра, в особенности микрорайона  в последствие получившего название «Жилгородок».

     Сложно себе приставить, что район сегодняшнего автогородка в конце 40-х годов двадцатого века считался глубоким пригородом Астрахани. Территория от современного Алимпика  до места, где сейчас расположен Астраханский ТРЗ,  по ул.Боевой недалеко от Царевского моста,  представляла собой  пустырь с редкими одноэтажными частными постройками. Все изменилось в 1948 году, когда руководством страны было принято решение о строительстве в нашем городе первого и на сегодняшний день единственного на Юге России тепловозоремонтного завода. В послевоенные годы железнодорожный транспорт  усиленными темпами стал переходить с паровозной тяги на тепловозную - страна  остро нуждалась и в тепловозах, и в их ремонте.  Почему для строительства была выбрана именно Астрахань? Ответ очевиден. Астраханская область и тогда, и сейчас занимает выгодное географическое положение - граничит  со многими бывшими союзными республиками  и государствами так называемого соцлагеря, что явилось весомым аргументом при выборе места под застройку.  

       Трудовые вехи. Начало

      В частичную эксплуатацию АТРЗ был введен в 1953 году. Чтобы как можно быстрее начать ремонт тепловозов, в первую очередь были построены ремонтно-сборочный корпус, литейный и кузнечный цеха, парокотельная. К этому времени на заводе работало всего 268 человек. В последствие численность персонала Астраханского ТРЗ доходила до трех тысяч. На завод приезжали  специалисты со всей страны, в том числе выпускники профильных учебных заведений по распределению. В октябре того же года предприятием был принят в ремонт и первый тепловоз  ТЭ1-20-105, вышедший из ворот АТРЗ весной 1954-го. Несмотря на тяжелые условия и недостаточную оснащенность производства,  ремонт локомотива был выполнен очень качественно,  позволив тепловозу безукоризненно отработать в течение последующих 12 лет. В 80-х годах, к тридцатилетию предприятия, ТЭ1 был передан заводу в дар и установлен на постамент рядом с заводской проходной, где его можно увидеть и сегодня. Тепловоз до сих пор является центральной визитной карточкой АТРЗ как дань памяти трудовым свершениям старшего поколения заводчан.

     Проектной мощности завод достиг к 1958 году, а к 1960-му выпустил из своих стен уже первую тысячу отремонтированных локомотивов. Но не только производственными успехами мог он похвастаться к этому времени. Заводчанами был отстроен целый микрорайон – нынешний Жилгородок. Жилой массив из десятков многоквартирных домов, два детских сада, школа, поликлиника и большой Дом культуры (знаменитый дом с колоннами) до сих пор  служат астраханцам, являясь отражением  и советской эпохи, и вклада предприятия в экономику региона.

     И работать, и учиться

   Заводчане  ремонтировали тепловозы, строили жилые дома, а еще  учились. В конце 50-х на  Астраханском ТРЗ  был открыт  филиал вечернего факультета Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (сегодняшний РГУПС). Заводские рабочие, мастера и техники имели возможность без отрыва от производства получить профильное высшее образование, чем с успехом и пользовались. За годы  существования через этот филиал прошли и сотни железнодорожников Приволжской железной дороги – удобно,  не было необходимости уезжать на учебу в Ростов-на-Дону.

      АТРЗ обслуживал маневровый парк локомотивов  практически всех республик большой советской страны, а еще многих иностранных государств. Монголия, Румыния, Чехословакия – далеко не полный перечень стран, пользующихся услугами астраханского завода с конца 60-х. Многие контакты сохранились до сих пор, позволяя предприятию и сегодня выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.

        Что сегодня

         Современная история АТРЗ не менее оптимистична, хоть и не пестрит стахановскими достижениями. В сравнении с советским периодом развития,  предприятие пока не имеет возможности возводить целые  жилые микрорайоны или строить детские сады. Времена изменились, и сейчас это по силам единицам российских компаний. Но оно по-прежнему является флагманом астраханского машиностроения, дающим возможность своему коллективу, насчитывающему более тысячи человек достойно жить и работать, а городу – получать налоговые отчисления, стабильную занятость населения и посильную помощь от предприятия. Сквер ветеранов Советского района, композиция «Журавли» на ул.Победы, отреставрированный паровоз серии Эр в сквере за железнодорожным вокзалом, крепления для Кирикилинского моста – все это выполнено умелыми руками заводчан для благоустройства родной Астрахани.   

          Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в стране и в мире, связанную с распространением коронавирусной инфекции, предприятие продолжает модернизацию своих производственных площадок. На смену устаревшему оборудованию приходят станки с числовым программным управлением.   

      В текущем году инвестиционная программа АТРЗ составила порядка 35 миллионов рублей. Из них 26 миллионов было потрачено на переоснащение колесного отделения экипажного цеха, как стратегического подразделения, в котором вторую жизнь обретают колесные пары локомотивов.

    Новое оборудование, в числе которого гидравлический пресс для завальцовки бандажей колесных пар, пресс гидравлический горизонтальный для запрессовки, распрессовки колесных пар и установка индукционного  нагрева бандажей колесных пар до конца года позволят отладить ряд процессов и  увеличить пропускную способность отделения. В новых условиях Астраханский ТРЗ сможет расширить и перечень ремонтируемых узлов, тем самым выйдя на новый уровень развития.

            Астраханский ТРЗ на протяжении последних 9 лет – ячейка крупной российской компании «ЛокоТех», деятельность которой направлена на обслуживание и ремонт грузовых и пассажирских локомотивов.  Основной заказчик холдинга – ОАО «РЖД».  Учитывая уникальность предприятия (а АТРЗ обслуживает только маневровый фонд), в ремонт на завод приходят  локомотивы со всей страны – от Калининграда до Дальнего Востока и Сибири.

         В конце весны АТРЗ выпустил из ремонта свой очередной юбилейный тепловоз – 17 400! Это событие можно назвать поистине знаковым, ведь юбиляром стал первый, освоенный в объеме капитального ремонта,  тепловоз серии ТЭМ18Д под бортовым номером 004. Маневровый – выпускник Брянского машиностроительного завода 2004 года уже активно выполняет свои трудовые функции в районе депо приписки – Калининградской железной дороги. В следующий раз он увидит заводские стены через 8 лет, когда вернется на АТРЗ с целью прохождения среднего ремонта.

         Модернизация и переоснащение производственных площадок, стабильная загрузка позволяют заводу не только уверенно смотреть в завтрашний день, но и гарантировать стабильную занятость персоналу, а, значит, и заработную плату и достаток их семьям. Безусловно, за победами любого предприятия стоят люди. Простые рабочие, мастера, бригадиры – большая, сплоченная  команда, благодаря которой вот уже 68 лет завод живет и развивается.  И это отрадно, ведь означает, что люди верят своему заводу, видят перспективу работы именно здесь, дорожат им. А это дорогого стоит.  




Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

12.08.2021г.
Контроль и мониторинг АКБ с помощью системы БМС01

"Энергометрика" ООО

Компания “Энергометрика” представляет систему контроля состояния аккумуляторных батарей БМС01. Она позволяет получить полную картину их работоспособности, что полностью исключает все спорные моменты при выяснении причин выхода из строя АКБ. Система контроля ...
02.08.2021г.
Профессиональное моющее средство "Техноклин"

ООО «ТЕХНОТРЕНД»

Продукт адаптирован под моечные установки и для ручного использования, является универсальным, концентрированным щелочным средством. Моющее средство «Техноклин» применяется: на предприятиях пищевой, перерабатывающей и индустриальной промышленности, предприятиях транспорта и в транспорте (в ...
02.08.2021г.
Моющее средство "КС"

ООО «ТЕХНОТРЕНД»

Предлагаем Вашему вниманию Техническое моющее средство «КС». Продукт адаптирован под моечные установки, является универсальным, концентрированным щелочным средством. Моющее средство «КС» предназначено для очистки и обезжиривания различный поверхностей (металл, пластик, резины, стекла, керамики, ...
Все объявления