Статьи

Цифровизация горно-металлургического сектора

22 января 2021 г.

Уровень цифровой зрелости и активности предприятий горно-металлургического сектора растет из года в год. Результаты многочисленных исследований, отчеты правительственных структур и реальные промышленные кейсы не оставляют сомнений в этом утверждении. О том, какие перспективные технологии сейчас есть на рынке и на каких этапах производственной цепочки они наиболее эффективны, рассказывает Олег Каллин, директор по отраслевым решениям в горно-металлургической отрасли ИТ-компании КРОК.

Реалии российского рынка таковы, что почти все добывающие предприятия входят в состав вертикально интегрированных холдингов. Поэтому необходимо рассматривать цепочку от добычи до выпуска проката или металлоизделий как единую и лишь растянутую географически. В своем подходе к работе с компаниями отрасли мы исходим из того, что целями цифровизации и внедрения ИТ-решений на горно-металлургических предприятиях являются снижение производственных издержек, ускорение вывода на рынок новых продуктов и сервисов, упрощение и оптимизация взаимодействия с участниками цепочки добавленной стоимости и, безусловно, повышение доходности бизнеса.

Современные месторождения и ГОКи — это высокотехнологичные предприятия с существенной степенью автоматизации. Цифровые технологии здесь нашли свое применение практически на всех этапах — от геологоразведки до выпуска продукции горно-обогатительного комбината.

На ГОКах эффективны, например, BIM-технологии. Информационные модели позволяют в режиме, близкому к реальному времени, отслеживать ход реализации строительства объектов и оценивать эффекты от применения конструктивных решений, что повышает качество проектных услуг и точность определения стоимости строительных и монтажных работ, дает возможность эффективно строить перерабатывающие мощности и инфраструктуру, моделировать логистические процессы с учетом всех нюансов. Накопленный в BIM-модели материал становится хорошей эксплуатационной документацией при запуске.

Для повышения срока эксплуатации мощностей и механизмов их лучше строить с учетом возможности сбора данных об их состоянии. Для этого используются решения с применением технологий Big Data и IoT, и последующей интеграцией данных с ERP-системами. В частности, эти же технологии используются для оптимизации процесса добычи. Так, для карьеров актуальны темы управления буровыми станками и мониторинга состояния основных механизмов экскаваторов для ТОиР (например видеоанализ состояния зубьев ковша) или управление качеством с учетом разведанного пласта (геопозиция забора материала).

На горно-обогатительных комбинатах конвейерные комплексы, как правило, являются важным звеном единой производственной цепочки предприятия и напрямую влияют на эффективность производственной программы. Современные комплексы позволяют сократить эксплуатационные расходы и оптимизировать транспортную схему месторождений, уменьшить количество автомобильных и железнодорожных перевозок. Соответственно, для обеспечения непрерывной деятельности предприятия на первый план выходит контроль состояния конвейерной техники. С помощью технологий видеоаналитики и машинного зрения возможно отследить как состояние самой ленты, так и материала на ней, например наличие посторонних предметов — зубьев ковшей, частей оборудования и других элементов, способных привести к сбою работы конвейера. Для оценки самого материала и управления его качеством применяются различные системы онлайн-измерений (влажности, содержание основного и дополнительных элементов на ленте и т.д.). Решение таких задач, как удаленный анализ состояния конвейерного тракта, повышение продуктивности эксплуатации и управления материально-техническими ресурсами возможно с помощью внедрения платформенных решений для сбора и передачи данных об эксплуатации.

Кроме того, применение имитационного моделирования и сквозного прослеживания позволяет управлять технологическим процессом для поддержания заданных параметров качества продукта и снижения издержек. Онлайн-анализ большого количества данных на каждом этапе, формирование динамического НСИ и математическое моделирование дают синергетический эффект, за счет которого снижаются эксплуатационные и технологические расходы.

Уровень автоматизации крупнейших металлургических предприятий можно охарактеризовать как довольно высокий, хотя нельзя сказать, что он соответствует последним технологическим тенденциям. Это продиктовано рядом причин. Во-первых, часть производственных мощностей введена в эксплуатацию довольно давно и, как следствие, оснащена устаревшими системами автоматизации, которые не поддерживают интеграцию с остальными системами. Во-вторых, существует определенная разрозненность систем. Так, например, MES (Manufacturing Execution System), связывающая в едином информационном пространстве планирование производственных ресурсов, логистические процессы, мониторинг простоев, управление качеством продукции и другие звенья цепочки добавленной стоимости, часто строится, удовлетворяя интересы какой-то одной стороны технологического процесса, и не учитывает возможность дальнейшей интеграции и модернизации систем.

Если говорить об актуальном спросе на ИТ со стороны металлургических компаний, то, безусловно, большинство уже ориентируются на цифровые решения и сервисы. Но цифровизация невозможна без обеспечения должного уровня автоматизации. Поэтому внедрение или модернизация упомянутых выше MES выступает также одним из необходимых и очевидных запросов. Устойчивый спрос на программные решения, направленные на повышение эффективности управления логистическими процессами, а также блоком продаж и закупок, продиктован экономической целесообразностью и отраслевой спецификой. Исторически горно-металлургический комплекс в широком понятии характеризуется недостаточной интеграцией между добычей, транспортировкой, переработкой и сбытом конечной продукции. Внедрение систем управления логистической цепочкой позволяет снизить финансовые издержки и повысить общую эффективность предприятия. На рынке можно найти ряд интересных проектов в области логистики. Буквально в конце года крупная горно-металлургическая компания рассказала о внедрении в рамках одной из стратегических программ цифровой системы управления железнодорожным транспортом на своем ГОКе. Теперь в кабинах тягачей установлено оборудование, передающее в диспетчерскую информацию о местоположении агрегата, в результате чего создается интерактивная карта. Решение помогает диспетчерам точнее и быстрее принимать решения, эффективнее планировать процессы.

Цифровые технологии, например, дали возможность крупным металлургическим производителям формировать экосистемы, объединяющие клиентскую сеть и подрядчиков. Металлургические компании, традиционно считающиеся B2B, теперь могут дотянуться до своих конечных клиентов напрямую и расширить таким образом бизнес на новые рынки сбыта, где ранее они были представлены через посредников. Особенно это актуально для «метизников». Наличие таких экосистем позволяет предприятиям начинать планировать свое производство в тот момент, когда заказанная у поставщика деталь — труба или арматура — находится еще в состоянии жидкой стали, и сразу учитывать качественные показатели будущего изделия.

Безусловно, описанные выше модели взаимодействия невозможны без выстроенной среды для обмена данными и синергии между участниками рынка. Цифровизация ускорила информационный обмен и сделала возможным взаимообогащение компаний идеями, технологиями, успешным опытом. Мы как компания всегда открыты новым партнерствам и стараемся предлагать нашим клиентам лучшие отраслевые практики — российские и зарубежные. В 2019 году, например, для расширения портфеля отраслевых решений КРОК и Primetals Technologies подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В 2020 году мы сфокусировались на работе с российским научным сообществом. В портфеле прорабатываемых решений — системы для мониторинга состояния внутризаводских железнодорожных путей, системы контроля качества поверхностей и другие перспективные разработки.




Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

18.05.2021г.
Изготовление штампосварных изделий из листового металла

ГАЗ, ПАО

Дивизион Автокомпоненты» ПАО «ГАЗ» выпускает более 10 000 штампосварных компонентов и узлов автомобилей. Основная продукция - силовые элементы кузова, лицевые детали автомобилей, колеса, штампосварные компоненты узлов и агрегатов автомобиля. Номенклатура выпускаемых изделий: • силовые ...
18.05.2021г.
Кузнечное производство, горячая объёмная штамповка, кованые заготовки

ГАЗ, ПАО

Дивизион «Автокомпоненты» выпускает более 1200 наименований заготовок кузнечного производства (поковок). Поковки автомобильных деталей изготавливаются из углеродистых и легированных сталей. Производство имеет законченный технологический цикл изготовления поковок различной сложности, точности и конфигурации ...
18.05.2021г.
Детали, узлы и агрегаты для сборочных производств

ГАЗ, ПАО

Автокомпонентное производство ГАЗа – одно из крупнейших в стране по изготовлению штампованных стальных колес и крупнейшее в России производство ведущих и неведущих мостов. Производство деталей, узлов и агрегатов является самостоятельной высокотехнологичной ...
Все объявления