Статьи

Дорога на Ленинградскую АЭС-2

16 декабря 2014 г.

Автор: Е.Войцеховская

Петербург – Кронштадт - Лебяжье - форт Красная Горка – Сосновый Бор (ЛАЭС-2) -  филиал № 2 Государственного оптического института им. С.И. Вавилова (ГОИ)

Петербург известен суровым климатом, неповторимой загадочной атмосферой, богатым историческим наследием и промышленными гигантами, среди которых Ленинградская атомная электростанция (ЛАЭС). Бесснежным декабрьским днем наш корреспондент, в компании блогеров и журналистов, отправился в первый тур проекта #Pitertrip. Проект создан краеведами Ленинградской области и реализован при поддержке Фонда содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения атомных электростанций». Основная цель проекта - популяризация малоизвестных и, в тоже время, исторически и экологически значимых мест Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Маршрут нашего следования, конечным пунктом которого стала строительная площадка замещающих мощностей ЛАЭС – 2, проходил через ЗСД (Западный Скоростной Диаметр). Минуя Кронштадт, мы оказались в Ломоносовском районе. Первой остановкой стал поселок Лебяжье.

В середине XIX столетия с устройством искусственных ряжевых заграждений на южном кронштадтском рейде был затруднен вход коммерческих судов в Кронштадт и Петербург, так как ряжи представляли секрет государства и на картах не обозначались.

В этой связи, в 1867 году на окраине деревни Лебяжье было построено лоцманское селение, заселяемое лоцманами-мореходами, проводившими суда с внешнего рейда в Кронштадт и Санкт-Петербург. По уставу был определен и штат лоцманов — 30 человек, а при цехе - 15 учеников. Плавсредства состояли из трех ботов, 10 шлюпок разной величины, брандвахт и 25-сильного парохода. В лоцманском селении на каждого лоцмана, в том числе и на холостяка, имелся добротно построенный дом с сараем и ледником. Все работы по ремонту и благоустройству домов оплачивались Лоцманским Государственным обществом. Пенсионеры и семьи погибших лоцманов также содержались на государственные средства. В данный момент эти дачные места на берегу Финского залива застроены современными особняками, но некоторые строения сохранились и поддерживаются добровольцами. Наличники некоторых зданий до сих пор сохранили орнаменты с морской символикой тех времен.

Далее, как будто приближая современность, мы отправились в места боевой славы начала ХХ в. Форт «Кра́сная Го́рка» (Алексеевский) (в 1919 году переименован в «Краснофлотский) — один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Двигаясь в сторону форта, мы свернули с трассы на старую шведскую дорогу, выложенную брусчаткой, не многие жители Санкт-Петербурга знают историю этих мест и бывали здесь, не смотря на то, что они находятся в непосредственной близости от города. Постепенно дорога превратилась в тропинку, по которой мы проследовали пешком. Каждый десяток метров Красногорского заповедника кричит о былых подвигах, а земля, пропитанная кровью наших предков,  изрыта траншеями. Доты и заброшенная электростанция, уходящая на 3 этажа под землю, манят неизвестностью. Говорят, на стенах дота остались надписи военных лет.

Форт вошел в строй в начале 1914 года. К началу мировой войны его гарнизон был укомплектован по штатам военного времени - 2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск. Однако, в боевых действиях мировой войны форт участия не принимал. Во время Гражданской войны форт входил в систему оборонительных укреплений «красного» Петрограда.

К этому времени на форте имелось 25 орудий калибра от 76 до 305 мм. Форт открывал огонь по противнику 20 ноября 1918 года по захваченной финнами батарее «Пуммола», ранее входившей в систему укрепления форта «Ино», а также 29 июня 1919 года по транспортному судну противника. Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).

После войны форт некоторое время поддерживался в боеготовности, потом его помещения использовали в качестве складов, а затем почти полностью забросили. В 2007 году совместно с муниципальными властями поселка Лебяжье, Ломоносовского района и Ленинградской области военные моряки решили создать музей на месте легендарного форта.

Мы призываем Вас, дорогие горожане и уважаемые гости нашего города, отправиться в незабываемое путешествие и увидеть живую историю своими глазами. Наша задача сохранить эти места, не сделав их мертвыми музеями, но и не позволить суровому приморскому климату и вандалам разрушить наше достояние. В год семидесятилетия Великой победы приведите сюда своих детей и подарите им историю, в которой героями были их прадеды.

Однако продолжим наш путь и окажемся во второй половине 20-го века, на берегу Копорской губы Финского залива, в 35-и километрах к западу от границы Санкт-Петербурга. Статус города Сосновый Бор получил в 1973 году. К этому времени здесь уже располагались производства и научно-исследовательские институты. Сейчас, чтобы попасть в город, необходимо преодолеть контрольно-пропускной пункт. Для граждан России необходимо иметь при себе паспорт, иностранцы должны предъявить разрешение на въезд.

Надо отметить, что город Сосновый Бор создает впечатление экологически чистой зоны. Этот район изобилует зелеными насаждениями, местные жители ловят рыбу, собирают грибы. За состоянием радиационного фона неустанно следят, как специалисты самой станции, так и иностранные наблюдатели. Частыми гостями станции бывают финские специалисты.

Место расположения АЭС и проект РБМК-1000 в 1965 году были предложены Анатолием Петровичем Александровым – академиком, возглавлявшим в то время академию наук СССР и курировавшим работу научно-исследовательского технологического института, который сейчас носит его имя. Тогда это был филиал Курчатовского института. Именно Александров объяснил и доказал возможность строительства на этой земле крупнейшей по тем временам атомной электростанции. Три основных фактора определили этот выбор. Во-первых, ЛАЭС находится вблизи Финского залива, всего в 200-х метрах от берега Копорской Губы. Во-вторых, к территории ЛАЭС подходит сразу несколько железнодорожных путей, необходимых для доставки грузов. В-третьих, это место уже зарекомендовало себя, как крупный исследовательский центр, которым и  были проведены первые изыскательские и геодезические работы.

Количество вырабатываемой электроэнергии на действующей ЛАЭС - 28 млрд кВт ч – что составляет 50% потребления электроэнергии жителями Санкт-Петербурга и 30 % - Северо-Западным регионом. Высота существующих энергоблоков ЛАЭС - 56 метров. С момента запуска блоки были рассчитаны на работу до 30 лет, далее была проведена модернизация блоков и обновлена система безопасности, после которой эксплуатационные ресурс был продлен еще на 15 лет. 1 и 2 блоки считаются более старыми и, соответственно после запуска замещающих мощностей, будут выведены первыми.

в декабре 1958 — Решением Леноблисполкома в Ломоносовском районе регистрируется новый населенный пункт категории рабочих поселков с присвоением наименования Сосновый Бор   

1961 — начинает работать Ленспецкомбинат «Радон». Сегодня это региональный многоцелевой комплекс сбора, переработки и долговременного хранения радиоактивных отходов.

1962 — строится филиал Института атомной энергии им. И. В. Курчатова. Сегодня это Научно-исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова.

1963 — начинается строительство корпусов филиала Государственного оптического института им. С. И. Вавилова. Ныне это Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения (ОАО «НИИ ОЭП»).

1966 — создаётся Северное управление строительства (СУС). Его главным объектом была ЛАЭС.

19 апреля 1973 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Сосновый Бор преобразован в город областного подчинения — день рождения города Сосновый Бор.

23 декабря 1973 — пущен первый энергоблок Ленинградской АЭС с реактором РБМК-1000.

1981 — вышел на проектный уровень мощности четвёртый энергоблок, и Ленинградская АЭС мощностью 4 млн кВт стала самой крупной в то время атомной станцией в мире.

2002 — Ленинградская АЭС выработала 600-й миллиард киловатт-часов. Это рекорд производства электроэнергии на атомных станциях Европы.

30 августа 2007 год состоялась торжественная закладка капсулы на месте строительства будущей ЛАЭС-2.

И вот мы на строительной площадке замещающих мощностей ЛАЭС.

Инвестором строительства ЛАЭС-2 является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Заказчик проекта- ОАО «Росэнергоатом» Генеральный проектировщик АО «Атомэнергопроект», генеральный подрядчик – ОАО «Атомэнергопроект» Главный конструктор реакторной установки ОАО «ОКБ Гидропресс» Научный руководитель проекта НИЦ «Курчатовский институт. В проекте принимают участие и другие российские проектно-конструкторские предприятия, имеющие большой опыт работы в атомной энергетике.

Площадка сооружения ЛАЭС - 2 занимает 102 гектара. Ленинградская АЭС-2 строится по проекту серии «АЭС-2006» и является результатом эволюционного развития наиболее распространенного и, как следствие, наиболее технически совершенного типа станций — АЭС с ВВЭР-1200. Энергоблоки станции будут оснащены реакторной установкой В-491 с водо-водяным энергетическим реактором с водой под давлением, а также турбиной К-1200-6,8/50 (число оборотов – 3000 об/мин.) с генератором переменного тока Т3В-1200-2УЗ электрической мощностью не менее 1195 МВт. Тепловая схема – двухконтурная.

Проект АЭС-2006 — это новый типовой проект российской атомной станции нового поколения «3+» с улучшенными технико-экономическими показателями. Проект вобрал в себя новейшие достижения отечественной инженерной мысли, результаты многолетних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Его цель — достижение современных показателей безопасности и надежности при оптимизированных капитальных вложениях на сооружение станции.

ВВЭР(Водо-Водяной Энергетический Реактор) — водо-водяной корпусной энергетический ядерный реактор с водой под давлением- одна из наиболее удачных ветвей развития ядерных энергетических установок, получившая широкое распространение в мире.

ВВЭР был разработан в СССР параллельно с реактором РБМК, и обязан своим происхождением одной из рассматривающихся в то время реакторных установок для атомных подводных лодок. Идея реактора была предложена в Курчатовском институте С. М. Фейнбергом. Работы над проектом начались в 1954 году, и уже на следующий год ОКБ «Гидропресс» приступило к его разработке. Научное руководство осуществляли И.В. Курчатов и А.П. Александров.

Общее название реакторов этого типа в других странах — PWR, они являются основой мировой мирной ядерной энергетики. Первая станция с таким реактором была запущена в США в 1957 году, АЭС Шиппингпорт 

Первый советский ВВЭР (ВВЭР-210) был введен в эксплуатацию в 1964 году на первом энергоблоке Нововоронежской АЭС. Первой зарубежной станцией с реактором ВВЭР стала АЭС Райнсберг (ГДР), введённая в работу в 1966 году.

Установка корпуса реактора производилась уникальным для России методом open-top (открытый способ). Полярный кран, грузоподъемностью 1350 тонн, поднял корпус и с зазором 7 см, между балками, установил его на штатное место.

Применение оборотной системы технического водоснабжения минимизирует забор воды из природного водоема и практически исключает химическое и тепловое влияние на Финский залив. После забора из залива вода химически обессоливается и только после этого используется в системе реактора. В этом году были получены и установлены на штатное место парогенераторы – установки, которые преобразуют воду в насыщенный пар в первом контуре и подают его на турбину.

На первый энергоблок работают две башенные испарительные градирни. Каждая высотой 150 м и диаметром 150 м.  Градирни – это устройства для незначительного охлаждения теплой воды

В процессе проектирования станции заложено большое количество систем защиты. Проектом «АЭС – 2006» предусмотрена двойная защитная оболочка реактора – наружная и внутренняя. Внешняя оболочка служит физической защитой для внутренней оболочки от всех внешних воздействий. Внутренняя оболочка обеспечивает герметичность внутреннего объема при всех режимах работы АЭС, включая аварийный. Между оболочками находится пространство для отвода тепла при излучении. Также в проекте предусмотрено строительство резервных дизельных станции.

При аварии на Фукусимской АЭС волной были затоплены резервные дизельные генераторы и станция осталась без электроснабжения, которое необходимо для работы системы охлаждения реакторов.

 Данный реактор рассчитан на землетрясение силой до 8 баллов по шкале Рихтера, прямое падение на корпус самолета Boing777 весом 400 тонн, цунами до 20 м.

Также на АЭС используется уникальная технология «ловушка расплава» (УРЛ) активной зоны реактора. Это специальная емкость, которая расположена под активной зоной реактора. В случае аварии с расплавлением активной зоны высокорадиоактивный топливный расплав стечет вниз и самолокализуется, что сократит, масштабы гипотетической аварии в силу отсутствия контакта радиоактивного топлива и окружающей среды. «Пассивность» системы определяется тем, что «Захват в ловушку» происходит без участия человека – только под действием силы земного тяготения. Внутри ловушки расплава находится специальный состав – «жертвенный материал», в состав которого входят оксид железа и борная кислота. Жертвенный материал призван прекратить реакцию.

Это устройство не имеет аналогов в мировой практике сооружения АЭС. Его проект, разработанный российскими инженерами, успешно прошел все экспертизы российских надзорных органов и получил одобрение МАГАТЭ. По такому же принципу работает Тяньваньская АЭС (Китай) — самый крупный объект экономического сотрудничества с Россией. В данный момент заключен договор на сооружение такого же блока для АЭС Ханхикиви-1 (Финляндия). Специально под требования финской компании Fennovoima специалисты АТОМПРОЕКТА  адаптируют референтный проект «АЭС-2006» для АЭС Ханхикиви-1 к требованиям финской нормативной документации, в частности, в области учета дополнительных экстремальных внешних воздействий путем увеличения прочности строительных конструкций основных зданий и сооружений. АЭС Ханхикиви-1 будет построена с российским реактором ВВЭР-1200 по проекту АЭС-2006 и, как планируется, начнет производство электроэнергии в 2024 году. Проект соответствует нормам МАГАТЭ и EUR и будет адаптирован под финские национальные требования к безопасности, которые, по мнению экспертов, являются самыми строгими в мире.

В России сейчас по такому же принципу строятся замещающие мощности и использованием водо-водяных реакторов Нововоронежской АЭС-2, идет строительство энергоблоков на Ростовской АЭС, Белоярской АЭС и Курской АЭС.

Оборудование, используемое в проекте на 80% российского производства. Основные поставщики оборудования - ОАО "Силовые машины", «ЗиО-Подольск» и ОАО «Ижорские заводы».

На строительстве замещающих мощностей ЛАЭС-2 задействовано порядка 4000 специалистов разного уровня и квалификации. Специальные службы следят за безопасностью при выполнении различных операций при строительстве АЭС и заботятся о социальном благополучии своих кадров. В том числе, строятся жилые многоквартирные дома для рабочих и служащих ЛАЭС–2. Уровень заработной платы достаточно высокий для региона, социальный пакет включает в себя медицинское обеспечение и отдых на собственной базе отдыха ЛАЭС.

В настоящее время выполнено 80% физической защиты станции. В апреле 2015 года будет произведена загрузка ядерного топлива в реактор. В ноябре 2015 года планируется физический пуск первого энергоблока ЛАЭС-2, а в декабре запланирован энергетический пуск.

Всего проектом ЛАЭС-2 предусмотрено строительство четырех энергоблоков. В данный момент сооружается два. Срок окончания строительства первой очереди (энергоблоки №1 и №2) - 2019 год, второй очереди (энергоблоки №3 и №4) -2026 год

Срок работы станции 60 лет, срок службы основного оборудования 50 лет. Самоокупаемость станции 20 лет.

Поблагодарив начальника отдела информации Ленинградской АЭС - 2 - Кашина Николая Вениаминовича за увлекательную экскурсию и подробный доклад о строительстве ЛАЭС -2, а также девушек из столовой ЛАЭС -2 за вкусный обед мы двинулись в обратный путь .

Проезжая через город Сосновый бор наш гид Лариса указала на высокую башню, возвышающуюся слева от нашего автобуса. Это Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения (ОАО «НИИ ОЭП»), бывший ГОИ.

ФГУП НИИКИ ОЭП создан в 1969 году в г. Сосновый Бор как филиал № 2 Государственного оптического института им. С.И. Вавилова (ГОИ) для решения трех крупных задач: наземной отработки изделий космической оптики, исследований лазеров и лазерных систем, испытаний оптических и оптико-электронных приборов, передаваемых в серийное производство. Практическое освоение космоса, включая наблюдение поверхности Земли, потребовало создания новой отрасли – космической оптики. ГОИ был вынужден подыскивать и сооружать новую площадку, пригодную как для наземных испытаний крупногабаритной космической аппаратуры, так и для разработки мощных лазеров и лазерных систем. Устьинский мыс в Сосновом Бору идеально подходил для этих целей. Инициатива создания площадки здесь принадлежала М.М. Мирошникову, который в то время возглавлял Государственный оптический институт и много сделал для становления и развития его филиала в Сосновом Бору.

Созданная стендовая база обеспечивала возможность проведения всей необходимой номенклатуры испытаний космической аппаратуры с физической имитацией на земле условий ее функционирования, в том числе, испытаний на терморастраиваемость, светотехнических и оптотехнических, механических и климатических испытаний.

Сейчас это целый полуостров, огороженный бетонным забором. Зона, закрытая для посещения. Здесь сохранился реликтовый сосновый бор и дюны, по сути, это уникальный природный объект, благодаря закрытости сохраненный в хорошем качестве.

Редакция журнала «Промышленные регионы России» благодарит проект #Pitertrip за организацию экскурсии, проведенную на высоком уровне специалистом отдела информации ЛАЭС -2 Ларисой Исаевой и начальником отдела информации и общественных связей ЛАЭС -2 Кашиным Николаем Вениаминовичем. Благодарим за интересный маршрут, который прошел через три века нашей истории и позволил заглянуть в будущее энергетики России.

 

12.12.2014

Автор Елизавета Войцеховская




Новости

В масштабе: выставка «Уголь России и Майнинг -2024» расширяет экспозицию
23 апреля 2024г.

С 4 по 7 июня 2024 года в Новокузнецке пройдет XXXII Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг». Мероприятие состоится на площадке выставочного комплекса «Кузбасская ярмарка».

Якутия увеличила добычу золота на 20%
23 апреля 2024г.

Золотодобывающие компании Якутии за январь-март этого года увеличили добычу золота на 20%, тем самым объем извлечения благородного металла из недр достиг 9,5 тонн.

В 1 кв. 2024 «Русский Уголь» на 20% увеличил добычу бурого угля в Красноярском крае
12 апреля 2024г.

В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.

Все новости

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?

Телеграмм канал Все регионы


Объявления

24.03.2024г.
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения и новую: целые барабаны, бухты, неликвиды, остатки на барабанах, невостребованный, ТМЦ. Крупный опт. Оплата: наличный и б/н расчет. Наш вывоз из любого региона России ...
21.03.2024г.
Продажа нихромовых спиралей с доставкой в любой регион России

ПАРТАЛ, ООО

Наши специалисты произведут электрические спирали из нихромовой проволоки марок Х20Н80, Х15Н60 в соответствии с вашим заказом. Предлагаем онлайн-заказ нихромовой спирали. Сделаем расчет мощности, сопротивления и длины спирали для вашего термического ...
21.03.2024г.
Наша фирма предлагает вам купить ПАНЧ-11 от 1 кг с быстрой доставкой по России.

ПАРТАЛ, ООО

Мы реализуем сварочную проволоку ПАНЧ-11 в розницу через наш онлайн-магазин. Проволока ПАНЧ-11 позволяет сваривать чугун без предварительного нагрева, даже в походных условиях. Доставка осуществляется различными транспортными компаниями по России, с ...
Все объявления