Статьи

«Электроболезни» и их профилактика

09 апреля 2021 г.

Кирилл Артемьев, технический специалист компании TUNAP:

В течение 3 лет инженеры, лаборанты исследовательского центра и рядовые сотрудники производителя химии для автомобилей и промышленности TUNAP изучали приобретенный для проекта «TUNAP Электромобильность» Tesla S P85D.

Специфические «электроболезни»

По нашим исследованиям, самое частое обслуживание необходимо для электроразъемов. При каждом ТО (а значит, раз в 10–15 тыс. км или даже чаще), нужно проверять уплотнения электрических разъемов и обязательно обрабатывать их влаговытесняющей смазкой, чтобы защитить от коррозии и окисления.

Отсутствие такой смазки может привести к нарушению работы и коротким замыканиям в электроцепи, а также к более длительной зарядке электромобиля. Качественные смазки для электроразъемов, как правило, подходят и для обработки высоковольтных соединений. При этом следует обратить внимание, что для силовых контактов важно выбирать высокотемпературную смазку.

Раз в 30–45 тыс. км следует менять масло и масляный фильтр в редукторе электродвигателя, так как в нем накапливаются масляные отложения, препятствующие полноценной смазке движущихся деталей и удалению продуктов износа.

Чтобы продлить срок службы узлов электродвигателя при пробеге от 200 тыс. км, рекомендуется применять качественные пасты и смазки для внутренних деталей двигателя: подшипников, щеток и т. п.

По опыту многих мастеров СТО, проблемы с электрическими двигателями встречаются намного реже, чем с бензиновыми/дизельными. Ведь электромотор состоит всего из 5–6 подвижных частей, а не из сотен частей, как ДВС. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, следует использовать высокотемпературные диэлектрические смазочные материалы на синтетической основе.

 

Охлаждение — залог здоровья

Самого пристального внимания автовладельца требует система охлаждения: нужно регулярно контролировать уровень охлаждающей жидкости и своевременно менять антифриз. Причем периодичность замены антифриза будет тем выше, чем мощнее электрокар: к примеру, на Tesla или BMW i8 менять охлаждающую жидкость нужно каждые 30 тыс. км, что в 2–3 раза чаще рекомендованных значений для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Система охлаждения на электромобилях подвергается особенно высоким нагрузкам, так как, помимо регуляции температуры двигателя и салона, требуется постоянное поддержание рабочей температуры батарей (см. иллюстрацию). Дело в том, что, когда батарея разряжается, она выделяет тепло; и чем быстрее вы разряжаете батарею при высокой скорости, тем больше тепла выделится. Батарея работает на принципе разности потенциалов, и при высокой температуре понижается разность напряжений между двумя сторонами батареи. А так как батареи рассчитаны на работу в определенном температурном диапазоне, они прекращают функционировать, если система охлаждения не может поддержать рабочий диапазон температур. Таким образом, системе охлаждения электрокара необходимо поддерживать узел батареи в пределах 20–40°C и сохранять разницу в температурах между элементами узла на минимуме (не больше 5°C). Превышение разницы температур может вести к разным показателям зарядки/разрядки в отдельных элементах батареи и ухудшать эффективность работы всего узла.

Важно отметить, что система охлаждения электромобиля является намного более объемным и сложным механизмом: для сравнения, объем системы охлаждения легкового автомобиля с ДВС в среднем равен 8 л., а, к примеру, в Tesla S — 15 л.

 

Из-за повышенной нагрузки в системе охлаждения со временем накапливаются известковые отложения, снижая эффективность теплообменных процессов в системах автомобиля. А периодичность полноценной очистки и промывки системы охлаждения зависит от модели автомобиля: раз в 60–70 тыс. км на Tesla Model 3 и раз в почти 200 тыс. км на Chevy Bolt.

 

Уход за батареей

Поломка этого узла обойдется в сумму, сопоставимую с поломкой двигателя ДВС, поэтому важно правильно ухаживать за батареей. Основные правила:

 

  1. Избегать перегрева или переохлаждения и держать систему охлаждения в исправном состоянии;
  2. Никогда не разряжать батарею полностью;
  3. Не заряжать слишком долго или слишком часто.

 

Подробные рекомендации, специфичные для каждой отдельной модели, лучше получить из руководства по эксплуатации.

 

Много общего

Хотя у электромобилей нет некоторых привычных автовладельцам узлов и агрегатов, от всех проблем это не избавляет: система кондиционирования, подвеска, тормозная система и блоки управления электроникой нуждаются в осмотре и техническом обслуживании каждые 10 тыс. км.

Так, в системе кондиционирования на регулярном ТО происходит замена салонного фильтра, а раз в 30–45 тыс. км необходимо проводить полноценную очистку испарителя кондиционера и зоны салонного фильтра, чтобы предотвратить неприятный запах в салоне, вызванный появлением грибка, плесени и бактерий во влажной зоне кондиционера.

Во время регулярного ТО мастер может также увидеть, что замены требуют детали подвески: сайлент-блоки, шарниры и пр. От замены шин электропривод тоже не избавит.

Некоторые особенности имеет система торможения электромобилей: чаще всего она работает с помощью регенеративного торможения, то есть механические детали —   тормозной диск или накладки — изнашиваются меньше. Кстати, самые искусные водители электромобилей используют упреждающее торможение и вообще не пользуются педалью тормоза, а вот те, кто давят на нее слишком часто, получают счет за замену тормозов на СТО.

В следующих материалах мы раскроем тему ухода за электромобилями подробнее и предоставим аналитику рынка сервисной химии для электрокаров.




Новости

СМТТ. Высоковольтные решения» за 10 лет произвела более 150 силовых трансформаторов
21 декабря 2021г.

19 декабря компания «СМТТ. Высоковольтные решения», входящая в состав ООО «НордЭнергоГрупп», отметила свое 10-летие. Компания была основана в 2011 году, ввод завода в эксплуатацию состоялся в конце 2013 года, а серийное производство трансформаторов началось в 2014 году. За этот период компания выпустила уже более 150 силовых трансформаторов. Сегодня это высокотехнологичное оборудование работает в разных городах России, трансформаторы производства СМТТ поставляются во Вьетнам, Турцию, Бангладеш, Казахстан, Узбекистан.

В Москве обсудят развитие малой авиации в Арктике
29 ноября 2021г.

 Эксперты и должностные лица России и других арктических стран соберутся 2-3 декабря 2021 года в Москве на семинар по развитию малой авиации в Арктике. Мероприятие направлено на совершенствование маршрутной сети в арктическом регионе, развитие воздушных перевозок и арктического туризма, внедрение использования беспилотных воздушных судов, координацию в области поиска и спасания между арктическими странами.  

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Все новости

Объявления

21.12.2021г.
Круг калиброванный У8 (серебрянка)

Металлы

Имеются в наличии круги калиброваные (серебрянка) по стали У8 Ф1/2/3/4 Длина 2-2,4 м. общее количество – 700 кг. Цена 190 руб./кг. наличная форма оплаты. Москва ...
21.12.2021г.
В продаже круг ф10 сталь 20х13 в бунтах

Металлы

Продам из наличия круг ф10 сталь 20х13 в бунтах, общий объем -- 12400 кг. Цена 140 руб./кг. с НДС. Локация -- Тульская область. ...
21.12.2021г.
Круг нержавеющий продам

Металлы

Продам круг нержавеющий 08х18н10т Ф100-- 500 кг. Длина 500 мм. Цена 300 руб. /кг. наличная форма оплаты, разумный торг. Москва, ...
Все объявления