Статьи

«Электроболезни» и их профилактика

09 апреля 2021 г.

Кирилл Артемьев, технический специалист компании TUNAP:

В течение 3 лет инженеры, лаборанты исследовательского центра и рядовые сотрудники производителя химии для автомобилей и промышленности TUNAP изучали приобретенный для проекта «TUNAP Электромобильность» Tesla S P85D.

Специфические «электроболезни»

По нашим исследованиям, самое частое обслуживание необходимо для электроразъемов. При каждом ТО (а значит, раз в 10–15 тыс. км или даже чаще), нужно проверять уплотнения электрических разъемов и обязательно обрабатывать их влаговытесняющей смазкой, чтобы защитить от коррозии и окисления.

Отсутствие такой смазки может привести к нарушению работы и коротким замыканиям в электроцепи, а также к более длительной зарядке электромобиля. Качественные смазки для электроразъемов, как правило, подходят и для обработки высоковольтных соединений. При этом следует обратить внимание, что для силовых контактов важно выбирать высокотемпературную смазку.

Раз в 30–45 тыс. км следует менять масло и масляный фильтр в редукторе электродвигателя, так как в нем накапливаются масляные отложения, препятствующие полноценной смазке движущихся деталей и удалению продуктов износа.

Чтобы продлить срок службы узлов электродвигателя при пробеге от 200 тыс. км, рекомендуется применять качественные пасты и смазки для внутренних деталей двигателя: подшипников, щеток и т. п.

По опыту многих мастеров СТО, проблемы с электрическими двигателями встречаются намного реже, чем с бензиновыми/дизельными. Ведь электромотор состоит всего из 5–6 подвижных частей, а не из сотен частей, как ДВС. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, следует использовать высокотемпературные диэлектрические смазочные материалы на синтетической основе.

 

Охлаждение — залог здоровья

Самого пристального внимания автовладельца требует система охлаждения: нужно регулярно контролировать уровень охлаждающей жидкости и своевременно менять антифриз. Причем периодичность замены антифриза будет тем выше, чем мощнее электрокар: к примеру, на Tesla или BMW i8 менять охлаждающую жидкость нужно каждые 30 тыс. км, что в 2–3 раза чаще рекомендованных значений для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Система охлаждения на электромобилях подвергается особенно высоким нагрузкам, так как, помимо регуляции температуры двигателя и салона, требуется постоянное поддержание рабочей температуры батарей (см. иллюстрацию). Дело в том, что, когда батарея разряжается, она выделяет тепло; и чем быстрее вы разряжаете батарею при высокой скорости, тем больше тепла выделится. Батарея работает на принципе разности потенциалов, и при высокой температуре понижается разность напряжений между двумя сторонами батареи. А так как батареи рассчитаны на работу в определенном температурном диапазоне, они прекращают функционировать, если система охлаждения не может поддержать рабочий диапазон температур. Таким образом, системе охлаждения электрокара необходимо поддерживать узел батареи в пределах 20–40°C и сохранять разницу в температурах между элементами узла на минимуме (не больше 5°C). Превышение разницы температур может вести к разным показателям зарядки/разрядки в отдельных элементах батареи и ухудшать эффективность работы всего узла.

Важно отметить, что система охлаждения электромобиля является намного более объемным и сложным механизмом: для сравнения, объем системы охлаждения легкового автомобиля с ДВС в среднем равен 8 л., а, к примеру, в Tesla S — 15 л.

 

Из-за повышенной нагрузки в системе охлаждения со временем накапливаются известковые отложения, снижая эффективность теплообменных процессов в системах автомобиля. А периодичность полноценной очистки и промывки системы охлаждения зависит от модели автомобиля: раз в 60–70 тыс. км на Tesla Model 3 и раз в почти 200 тыс. км на Chevy Bolt.

 

Уход за батареей

Поломка этого узла обойдется в сумму, сопоставимую с поломкой двигателя ДВС, поэтому важно правильно ухаживать за батареей. Основные правила:

 

  1. Избегать перегрева или переохлаждения и держать систему охлаждения в исправном состоянии;
  2. Никогда не разряжать батарею полностью;
  3. Не заряжать слишком долго или слишком часто.

 

Подробные рекомендации, специфичные для каждой отдельной модели, лучше получить из руководства по эксплуатации.

 

Много общего

Хотя у электромобилей нет некоторых привычных автовладельцам узлов и агрегатов, от всех проблем это не избавляет: система кондиционирования, подвеска, тормозная система и блоки управления электроникой нуждаются в осмотре и техническом обслуживании каждые 10 тыс. км.

Так, в системе кондиционирования на регулярном ТО происходит замена салонного фильтра, а раз в 30–45 тыс. км необходимо проводить полноценную очистку испарителя кондиционера и зоны салонного фильтра, чтобы предотвратить неприятный запах в салоне, вызванный появлением грибка, плесени и бактерий во влажной зоне кондиционера.

Во время регулярного ТО мастер может также увидеть, что замены требуют детали подвески: сайлент-блоки, шарниры и пр. От замены шин электропривод тоже не избавит.

Некоторые особенности имеет система торможения электромобилей: чаще всего она работает с помощью регенеративного торможения, то есть механические детали —   тормозной диск или накладки — изнашиваются меньше. Кстати, самые искусные водители электромобилей используют упреждающее торможение и вообще не пользуются педалью тормоза, а вот те, кто давят на нее слишком часто, получают счет за замену тормозов на СТО.

В следующих материалах мы раскроем тему ухода за электромобилями подробнее и предоставим аналитику рынка сервисной химии для электрокаров.




Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

18.05.2021г.
Изготовление штампосварных изделий из листового металла

ГАЗ, ПАО

Дивизион Автокомпоненты» ПАО «ГАЗ» выпускает более 10 000 штампосварных компонентов и узлов автомобилей. Основная продукция - силовые элементы кузова, лицевые детали автомобилей, колеса, штампосварные компоненты узлов и агрегатов автомобиля. Номенклатура выпускаемых изделий: • силовые ...
18.05.2021г.
Кузнечное производство, горячая объёмная штамповка, кованые заготовки

ГАЗ, ПАО

Дивизион «Автокомпоненты» выпускает более 1200 наименований заготовок кузнечного производства (поковок). Поковки автомобильных деталей изготавливаются из углеродистых и легированных сталей. Производство имеет законченный технологический цикл изготовления поковок различной сложности, точности и конфигурации ...
18.05.2021г.
Детали, узлы и агрегаты для сборочных производств

ГАЗ, ПАО

Автокомпонентное производство ГАЗа – одно из крупнейших в стране по изготовлению штампованных стальных колес и крупнейшее в России производство ведущих и неведущих мостов. Производство деталей, узлов и агрегатов является самостоятельной высокотехнологичной ...
Все объявления