09 апреля 2021 г.
Кирилл Артемьев, технический специалист компании TUNAP:
В течение 3 лет инженеры, лаборанты исследовательского центра и рядовые сотрудники производителя химии для автомобилей и промышленности TUNAP изучали приобретенный для проекта «TUNAP Электромобильность» Tesla S P85D.
Специфические «электроболезни»
По нашим исследованиям, самое частое обслуживание необходимо для электроразъемов. При каждом ТО (а значит, раз в 10–15 тыс. км или даже чаще), нужно проверять уплотнения электрических разъемов и обязательно обрабатывать их влаговытесняющей смазкой, чтобы защитить от коррозии и окисления.
Отсутствие такой смазки может привести к нарушению работы и коротким замыканиям в электроцепи, а также к более длительной зарядке электромобиля. Качественные смазки для электроразъемов, как правило, подходят и для обработки высоковольтных соединений. При этом следует обратить внимание, что для силовых контактов важно выбирать высокотемпературную смазку.
Раз в 30–45 тыс. км следует менять масло и масляный фильтр в редукторе электродвигателя, так как в нем накапливаются масляные отложения, препятствующие полноценной смазке движущихся деталей и удалению продуктов износа.
Чтобы продлить срок службы узлов электродвигателя при пробеге от 200 тыс. км, рекомендуется применять качественные пасты и смазки для внутренних деталей двигателя: подшипников, щеток и т. п.
По опыту многих мастеров СТО, проблемы с электрическими двигателями встречаются намного реже, чем с бензиновыми/дизельными. Ведь электромотор состоит всего из 5–6 подвижных частей, а не из сотен частей, как ДВС. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, следует использовать высокотемпературные диэлектрические смазочные материалы на синтетической основе.
Охлаждение — залог здоровья
Самого пристального внимания автовладельца требует система охлаждения: нужно регулярно контролировать уровень охлаждающей жидкости и своевременно менять антифриз. Причем периодичность замены антифриза будет тем выше, чем мощнее электрокар: к примеру, на Tesla или BMW i8 менять охлаждающую жидкость нужно каждые 30 тыс. км, что в 2–3 раза чаще рекомендованных значений для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Система охлаждения на электромобилях подвергается особенно высоким нагрузкам, так как, помимо регуляции температуры двигателя и салона, требуется постоянное поддержание рабочей температуры батарей (см. иллюстрацию). Дело в том, что, когда батарея разряжается, она выделяет тепло; и чем быстрее вы разряжаете батарею при высокой скорости, тем больше тепла выделится. Батарея работает на принципе разности потенциалов, и при высокой температуре понижается разность напряжений между двумя сторонами батареи. А так как батареи рассчитаны на работу в определенном температурном диапазоне, они прекращают функционировать, если система охлаждения не может поддержать рабочий диапазон температур. Таким образом, системе охлаждения электрокара необходимо поддерживать узел батареи в пределах 20–40°C и сохранять разницу в температурах между элементами узла на минимуме (не больше 5°C). Превышение разницы температур может вести к разным показателям зарядки/разрядки в отдельных элементах батареи и ухудшать эффективность работы всего узла.
Важно отметить, что система охлаждения электромобиля является намного более объемным и сложным механизмом: для сравнения, объем системы охлаждения легкового автомобиля с ДВС в среднем равен 8 л., а, к примеру, в Tesla S — 15 л.
Из-за повышенной нагрузки в системе охлаждения со временем накапливаются известковые отложения, снижая эффективность теплообменных процессов в системах автомобиля. А периодичность полноценной очистки и промывки системы охлаждения зависит от модели автомобиля: раз в 60–70 тыс. км на Tesla Model 3 и раз в почти 200 тыс. км на Chevy Bolt.
Уход за батареей
Поломка этого узла обойдется в сумму, сопоставимую с поломкой двигателя ДВС, поэтому важно правильно ухаживать за батареей. Основные правила:
Подробные рекомендации, специфичные для каждой отдельной модели, лучше получить из руководства по эксплуатации.
Много общего
Хотя у электромобилей нет некоторых привычных автовладельцам узлов и агрегатов, от всех проблем это не избавляет: система кондиционирования, подвеска, тормозная система и блоки управления электроникой нуждаются в осмотре и техническом обслуживании каждые 10 тыс. км.
Так, в системе кондиционирования на регулярном ТО происходит замена салонного фильтра, а раз в 30–45 тыс. км необходимо проводить полноценную очистку испарителя кондиционера и зоны салонного фильтра, чтобы предотвратить неприятный запах в салоне, вызванный появлением грибка, плесени и бактерий во влажной зоне кондиционера.
Во время регулярного ТО мастер может также увидеть, что замены требуют детали подвески: сайлент-блоки, шарниры и пр. От замены шин электропривод тоже не избавит.
Некоторые особенности имеет система торможения электромобилей: чаще всего она работает с помощью регенеративного торможения, то есть механические детали — тормозной диск или накладки — изнашиваются меньше. Кстати, самые искусные водители электромобилей используют упреждающее торможение и вообще не пользуются педалью тормоза, а вот те, кто давят на нее слишком часто, получают счет за замену тормозов на СТО.
В следующих материалах мы раскроем тему ухода за электромобилями подробнее и предоставим аналитику рынка сервисной химии для электрокаров.
С 4 по 7 июня 2024 года в Новокузнецке пройдет XXXII Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг». Мероприятие состоится на площадке выставочного комплекса «Кузбасская ярмарка».
Золотодобывающие компании Якутии за январь-март этого года увеличили добычу золота на 20%, тем самым объем извлечения благородного металла из недр достиг 9,5 тонн.
В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.