Статьи

Государственная поддержка лизинга подвижного состава будет способствовать развитию транспортного машиностроения

27 октября 2014 г.

По мнению ИПЕМ, лизинг является актуальным способом развития железнодорожного транспорта в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов.  Одной из наиболее оптимальных форм государственной поддержки транспортного машиностроения является государственная компенсация затрат лизинговых компаний по уплате процентных ставок по лизинговым кредитам: бюджетная эффективность которой составляет 250-400%.

На XIIмеждународной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов выступил с докладом «Лизинг на железнодорожном транспорте: проблемы и перспективы».

В начале своего выступления эксперт отметил, что в последние годы происходит рост инвестиций в подвижной состав. Так, за последние 6 лет было вложено почти 1,2 трлн рублей, но большая часть пришлась на грузовые вагоны – 749,7 млрд рублей (62,5%). При этом спрос на подвижной состав продолжает оставаться на высоком уровне. Так, по прогнозам ИПЕМ, потребность в инвестициях в подвижной состав на железнодорожном транспорте до 2020 года составляет более 1,3 трлн руб., однако доля спроса на грузовые вагоны снижается (45,8% от объема потребностей в инвестициях) и растет спрос на локомотивы и МВПС в связи с изношенностью указанного подвижного состава.

Александр Поликарпов также указал, что сегодня ключевой проблемой развития отечественного транспортного машиностроения является отсутствие в России долгосрочного оплаченного спроса. При этом, возможное сокращение инвестиционных программ ОАО «РЖД» и других субъектов перевозок может привести к негативным последствиям не только для отрасли транспортного машиностроения, но и для экономики в целом. Так, для отрасли железнодорожного транспорт из-за недофинансирования обновления подвижного состава высок риск возникновения дефицита перевозочных мощностей, что приведет к сокращению объема перевозок, доходной базы и, как результат, снова к недостатку инвестиций. Среди же ключевых ожидаемых рисков для экономики – снижение технологической устойчивости деятельности железнодорожного транспорта, сокращение объема производства на заводах, снижение объема налоговых поступлений и рост уровня безработицы.

Как отметил Александр Поликарпов, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов целесообразно применение инструмента лизинга для удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта в подвижном составе. Эксперт привел в пример применение лизинговых схем в сфере авиаперевозок, которые помогли авиаперевозчикам в короткие сроки обновить флот и обеспечить конкурентоспособное качество услуг. «Важно отметить, что в 2014-2016 годах в бюджет РФ на поддержку лизинговых схем авиакомпаний заложено более 8 млрд рублей, - указал Александр Поликарпов. – Аналогичные меры на железнодорожном транспорте позволили бы приобрести порядка 240 новых плацкартных вагонов и 1250 вагонов МВПС. При этом мы говорим сейчас про подвижной состав исключительно российского производства, так как, в отличие от авиастроения, железнодорожное машиностроение в России является конкурентоспособным и способным удовлетворить потребности железнодорожной отрасли».

Александр Поликарпов указал, что ИПЕМ провел оценку эффектов для участников рынка при применении механизмов лизинга в различных отраслях транспортного машиностроения. Так, при 3-х годовой программе субсидирования лизинговой ставки на продукцию локомотивостроения будут получены, в частности, следующие эффекты:

·       Дополнительный доход государства (налоги) – 38,17 млрд рублей;

·       Дополнительный выпуск локомотивов – 1600 единиц;

·       Дополнительная занятость – 7,5-8 тыс. рабочих;

·       Снижение износа эксплуатируемого парка локомотивов на 22%.

Существенные эффекты возможны и при реализации такого механизма в пассажирском вагоностроении: дополнительный доход государства составит 5,71 млрд рублей, будет создано 4-4,5 тыс. новых рабочих мест, износ парка снизится на 8%.

Однако эксперт выделил и ряд рисков применения лизинговых схемам: невключение затрат компаний на уплату лизинговых платежей в расходную базу в условиях регулируемых тарифов, рост финансовой нагрузки на потребителей услуг транспорта и невостребованность подвижного состава в условиях изменения экономической конъюнктуры.

«Однако, несмотря на риски, механизм лизинга позволит оперативно решить проблемы транспортного машиностроения в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. – резюмировал Александр Поликарпов. – По нашим расчетам, бюджетная эффективность применения лизинга с компенсацией процентных ставок по платежам составит 250-400% от вложенных государством средств. Это значит, что в государственный бюджет за каждый вложенный рубль вернется 2,5-4 рубля».

 

Презентация доклада доступна по ссылке.

 

###

Об Институте

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru




Новости

ПАО «Русолово» продолжает модернизацию технического обеспечения обогатительной фабрики ПК Солнечный
09 июня 2025г.

ПАО «Русолово» в рамках выполнения инвестиционной программы по модернизации производства продолжает техническое перевооружение обогатительной фабрики производственного комплекса Солнечный.

На шахте «Глубокая» рудника «Скалистый» вскрыли первую залежь богатой руды
23 мая 2025г.

Первые метры обнаруженного в ходе геолого-разведочных работ рудного тела были вскрыты на отметке 1650. Это самые глубокие горизонты в Евразии. С начала мая на-гора поднято 2 300 т руды. В перспективе шахта будет давать до 2,2 млн т руды в год.

«Селигдар» увеличил запасы золота за счет месторождения Гладкое в Якутии
23 мая 2025г.

Полиметаллический холдинг «Селигдар» утвердил запасы для промышленной отработки месторождения Гладкое на Пуриканской площади в Алданском районе Якутии, которое было выявлено в результате поисково-разведочных работ. На учет были поставлены балансовые запасы в размере 1742 кг золота и 15,5 тонн серебра. При этом забалансовые запасы составляют 2583 кг золота и 21,8 тонн серебра.

Все новости

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?

Телеграмм канал Все регионы


Объявления

19.05.2025г.
куплю данфосс дорого срочно и много другое

куплю насосы вило гронфосс

Мы покупаем дорого Danfoss 8961-144-78-85 Любую продукцию . -Насосы -Гидранты -Задвижки hawle -шаровые краны -отводи -фланцы т -рубы -шланги -клапана - привод AUMA -вентиля -все трубопроводную и запорную арматуру.сантехнику. приобретаем -Работаем с предприятиями разных форм собственности, а также счастными лицами Работаем по без выходных по ...
17.05.2025г.
Постоянно покупаю кабельно-проводниковую продукцию

«Альянс» ООО

1 Кабели управления КУПВ, КУПР, КУПЭВ, КУПЭР, КРШС, КРШУ, КГВВ, КГВЭВ, КУГВЭВ, и др всех типов и сеч (перематывать не надо!) 2 Кабели судовые КМПВ, КМПЭВ, КМПВЭВ, КПМВЭ, НРШМ, КНР, ...
14.05.2025г.
куплю данфосс дорого срочно и много другое

куплю насосы вило гронфосс

Мы покупаем дорого Danfoss 8961-144-78-85 Любую продукцию . -Насосы -Гидранты -Задвижки hawle -шаровые краны -отводи -фланцы т -рубы -шланги -клапана - привод AUMA -вентиля -все трубопроводную и запорную арматуру.сантехнику. приобретаем -Работаем с предприятиями разных форм собственности, а также счастными лицами Работаем по без выходных по ...
Все объявления