Статьи

Государственная поддержка лизинга подвижного состава будет способствовать развитию транспортного машиностроения

27 октября 2014 г.

По мнению ИПЕМ, лизинг является актуальным способом развития железнодорожного транспорта в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов.  Одной из наиболее оптимальных форм государственной поддержки транспортного машиностроения является государственная компенсация затрат лизинговых компаний по уплате процентных ставок по лизинговым кредитам: бюджетная эффективность которой составляет 250-400%.

На XIIмеждународной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов выступил с докладом «Лизинг на железнодорожном транспорте: проблемы и перспективы».

В начале своего выступления эксперт отметил, что в последние годы происходит рост инвестиций в подвижной состав. Так, за последние 6 лет было вложено почти 1,2 трлн рублей, но большая часть пришлась на грузовые вагоны – 749,7 млрд рублей (62,5%). При этом спрос на подвижной состав продолжает оставаться на высоком уровне. Так, по прогнозам ИПЕМ, потребность в инвестициях в подвижной состав на железнодорожном транспорте до 2020 года составляет более 1,3 трлн руб., однако доля спроса на грузовые вагоны снижается (45,8% от объема потребностей в инвестициях) и растет спрос на локомотивы и МВПС в связи с изношенностью указанного подвижного состава.

Александр Поликарпов также указал, что сегодня ключевой проблемой развития отечественного транспортного машиностроения является отсутствие в России долгосрочного оплаченного спроса. При этом, возможное сокращение инвестиционных программ ОАО «РЖД» и других субъектов перевозок может привести к негативным последствиям не только для отрасли транспортного машиностроения, но и для экономики в целом. Так, для отрасли железнодорожного транспорт из-за недофинансирования обновления подвижного состава высок риск возникновения дефицита перевозочных мощностей, что приведет к сокращению объема перевозок, доходной базы и, как результат, снова к недостатку инвестиций. Среди же ключевых ожидаемых рисков для экономики – снижение технологической устойчивости деятельности железнодорожного транспорта, сокращение объема производства на заводах, снижение объема налоговых поступлений и рост уровня безработицы.

Как отметил Александр Поликарпов, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов целесообразно применение инструмента лизинга для удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта в подвижном составе. Эксперт привел в пример применение лизинговых схем в сфере авиаперевозок, которые помогли авиаперевозчикам в короткие сроки обновить флот и обеспечить конкурентоспособное качество услуг. «Важно отметить, что в 2014-2016 годах в бюджет РФ на поддержку лизинговых схем авиакомпаний заложено более 8 млрд рублей, - указал Александр Поликарпов. – Аналогичные меры на железнодорожном транспорте позволили бы приобрести порядка 240 новых плацкартных вагонов и 1250 вагонов МВПС. При этом мы говорим сейчас про подвижной состав исключительно российского производства, так как, в отличие от авиастроения, железнодорожное машиностроение в России является конкурентоспособным и способным удовлетворить потребности железнодорожной отрасли».

Александр Поликарпов указал, что ИПЕМ провел оценку эффектов для участников рынка при применении механизмов лизинга в различных отраслях транспортного машиностроения. Так, при 3-х годовой программе субсидирования лизинговой ставки на продукцию локомотивостроения будут получены, в частности, следующие эффекты:

·       Дополнительный доход государства (налоги) – 38,17 млрд рублей;

·       Дополнительный выпуск локомотивов – 1600 единиц;

·       Дополнительная занятость – 7,5-8 тыс. рабочих;

·       Снижение износа эксплуатируемого парка локомотивов на 22%.

Существенные эффекты возможны и при реализации такого механизма в пассажирском вагоностроении: дополнительный доход государства составит 5,71 млрд рублей, будет создано 4-4,5 тыс. новых рабочих мест, износ парка снизится на 8%.

Однако эксперт выделил и ряд рисков применения лизинговых схемам: невключение затрат компаний на уплату лизинговых платежей в расходную базу в условиях регулируемых тарифов, рост финансовой нагрузки на потребителей услуг транспорта и невостребованность подвижного состава в условиях изменения экономической конъюнктуры.

«Однако, несмотря на риски, механизм лизинга позволит оперативно решить проблемы транспортного машиностроения в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. – резюмировал Александр Поликарпов. – По нашим расчетам, бюджетная эффективность применения лизинга с компенсацией процентных ставок по платежам составит 250-400% от вложенных государством средств. Это значит, что в государственный бюджет за каждый вложенный рубль вернется 2,5-4 рубля».

 

Презентация доклада доступна по ссылке.

 

###

Об Институте

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru




Новости

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Москва – Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

ЗаголовокИжорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

МТС оптимизировала производственный процесс на заводе «Микрон» с помощью технологий на основе Big Data
22 мая 2020г.

Москва, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEX: MTSS), крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, на основе анализа данных увеличила эффективность калибровочных запусков на заводе «Микрон», крупнейшем производителе микроэлектроники в России. Это позволило на 30% снизить время технологической настройки оборудования.

Все новости

Объявления

12.02.2021г.
Призонный болт гост 7817-80 купить, болт крановый

ООО ТПК «РусСпецКрепёж»

Крановый болт ГОСТ 7817-80 в любом исполнении, можно заказать на нашем предприятии. Изготавливаем болты, как обычных классов прочности, так и высокопрочные. Типоразмеры от М6 до М48, а также нестандартные размеры ...
12.02.2021г.
Гайка крыльчатая гост 3385-69 М10 из наличия

ООО ТПК «РусСпецКрепёж»

Крыльчатая гайка ГОСТ 3385-69 М8, М10, М12 из наличия. Производим все обозначения крыльчатых гаек 7004-0041, 7004-0042, 7004-0043, 7004-0044, 7004-0045, а также размеры М5, М6, М8, М10, М12. Наша продукция имеет ...
12.02.2021г.
Гайка барашковая гост 3032-76, гайка барашек М10

ООО ТПК «РусСпецКрепёж»

Гайки барашки ГОСТ 3032-76. Изготовлены литьем по ГОСТ 3032-76. Всегда на складе М6, М8, М10 - сталь 35Л, 40ХЛ, латунь, бронза. Лепестки могут быть в двух исполнениях: с отверстиями и ...
Все объявления