Статьи

Грузоподъемные механизмы – человеческий разум против силы тяжести.

18 февраля 2010 г.

Автор: Костромин Иван

Нужна ли страховка?

Итак, зачем вообще нужны дополнительные средства безопасности? Если подъемный кран - в отличном техническом состоянии, а крановщик - обучен, прошел инструктаж и прекрасно знаком с техническими возможностями этого крана, то аварии вроде как не должно случиться в принципе.

Теоретически это так. Но везде, где люди вступает в потенциально небезопасную для себя среду, возможна авария. Причиной может быть человеческий фактор, или стечение нескольких неблагоприятных составляющих - да мало ли что. И если аварию можно предотвратить, то это следует сделать.

Так что приборы и устройства безопасности на подъемном кране - это последний рубеж, как страховка для акробата. И, согласитесь, акробату под куполом намного легче при наличии карабина на поясе и троса за спиной.

Крайности - опасны

Что же угрожает подъемному крану? В первую очередь, как ни странно, собственные механизмы. Стрела крана, с ударом достигшая своего крайнего положения - верхнего или нижнего - может привести если не к аварии, то уж как минимум к серьезной поломке. Трос, полностью сошедший с барабана лебедки (груз опускали в котлован), может быть вырван из заделки, а это - неминуемое падение груза вместе с крюковой обоймой. И уж точно нет ничего хорошего в кране, проскочившем конец своих рельсовых путей.

Предупредить эти крупные неприятности может маленькое и недорогое устройство - конечный (или концевой) выключатель. Многие считают автомобильный стоп-сигнал самым важным техническим средством для безопасности дорожного движения. Тогда конечный выключатель - важнейшее средство обеспечения безопасной работы крана.

Красная кнопка

Существует много моделей концевых выключателей, и у этих моделей - множество исполнений. Однако устройство всех этих приборов сходное.

В концевом выключателе подпружиненная кнопка соединена с электрическими контактами. Нажатие этой кнопки замыкает или размыкает эти контакты. Вместо кнопки может использоваться толкатель с роликом, поворотный рычаг или даже длинный гибкий ус. Также существуют бесконтактные концевики, у них другое внутреннее устройство, но функционально на кране они выполняют ту же роль - аварийной кнопки.

Для обеспечения безопасности на кранах применяются нормально замкнутые концевые выключатели, включенные в цепь крана последовательно. Это значит, что в нормальном положении контакты концевого выключателя замкнуты, и по цепи управления идет ток.

Если происходит нежелательное событие, грозящее аварией, то цепь концевого выключателя размыкается. Чаще всего это приводит к остановке механизмов крана.

Что же нажимает на кнопку? Это делает механическое устройство, оно называется «привод концевого выключателя». А вот выглядит этот привод в каждом случае по-разному. Сконструировать привод концевика - задача, требующая для своего решения от инженера немалой смекалки.

Не экономьте на «концевиках»!

К сожалению, концевые выключатели и их приводы - первое, что выходит из строя на кране и последнее, что восстанавливается. Выходит из строя потому, что это подвижные детали, требующие регулярной смазки, чистки и периодической регулировки.

Очень часто внимания механика на них просто не хватает, ведь на кране есть более масштабные узлы и детали - двигатели, редукторы, тросы. Но безопасность работы крана складывается, как мозаика, из многих элементов - крупных и небольших, на первый взгляд. И вдвойне неприятно, если поломка или авария на кране произойдет из-за неисправности копеечной детали.

Шагаем в XXI век

На подъемных кранах с электрическим проводом (а это башенные, козловые, портальные и др. краны) концевой выключатель чаще всего размыкает катушку контактора. При этом электродвигатель обесточивается, автоматически срабатывает тормоз, и кран довольно резко останавливается.

При всей своей простоте такая схема имеет существенный недостаток - резкое затормаживание увеличивает действующие на конструкцию крана нагрузки в разы. Кроме того, это еще и некомфортно для крановщика.

К счастью, это не неизбежное зло.

На современных портальных, козловых и башенных кранах широко используется пропорциональное частотное управление. Контроллеры в кабинах заменены на удобные аналоговые джойстики, и теперь механизмы крана могут начинать движение и останавливаться очень плавно.

Концевые выключатели в этом случае работают не сами по себе, а интегрированы в систему управления подъемным краном. И концевик теперь не просто размыкает контактор, а подает сигнал на центральный управляющий процессор, который плавно затормаживает электродвигатель.

Костромин Иван
ООО «1860 Техкомплект»
28 января 2010




Новости

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Москва – Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

ЗаголовокИжорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

МТС оптимизировала производственный процесс на заводе «Микрон» с помощью технологий на основе Big Data
22 мая 2020г.

Москва, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEX: MTSS), крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, на основе анализа данных увеличила эффективность калибровочных запусков на заводе «Микрон», крупнейшем производителе микроэлектроники в России. Это позволило на 30% снизить время технологической настройки оборудования.

Все новости

Объявления

12.02.2021г.
Призонный болт гост 7817-80 купить, болт крановый

ООО ТПК «РусСпецКрепёж»

Крановый болт ГОСТ 7817-80 в любом исполнении, можно заказать на нашем предприятии. Изготавливаем болты, как обычных классов прочности, так и высокопрочные. Типоразмеры от М6 до М48, а также нестандартные размеры ...
12.02.2021г.
Гайка крыльчатая гост 3385-69 М10 из наличия

ООО ТПК «РусСпецКрепёж»

Крыльчатая гайка ГОСТ 3385-69 М8, М10, М12 из наличия. Производим все обозначения крыльчатых гаек 7004-0041, 7004-0042, 7004-0043, 7004-0044, 7004-0045, а также размеры М5, М6, М8, М10, М12. Наша продукция имеет ...
12.02.2021г.
Гайка барашковая гост 3032-76, гайка барашек М10

ООО ТПК «РусСпецКрепёж»

Гайки барашки ГОСТ 3032-76. Изготовлены литьем по ГОСТ 3032-76. Всегда на складе М6, М8, М10 - сталь 35Л, 40ХЛ, латунь, бронза. Лепестки могут быть в двух исполнениях: с отверстиями и ...
Все объявления