28 июля 2020 г.
7 июля 2020 года впервые в онлайн формате под эгидой Минпромторга состоялся традиционный Международный промышленный марафон ИННОПРОМ, одна из ключевых сессий которого была посвящена вопросам импортозамещения и локализации в машиностроении. Профессиональные эксперты, в том числе Сергей Александрович Серебряков, директор АО «Петербургский тракторный завод», выступили спикерами на этой сессии и озвучили мнения по этим вопросам. Ввиду того что мнения были разные и неоднозначные, дискуссия получилась увлекательная и динамичная. Мы попросили Сергея Александровича более подробно прокомментировать свою позицию в вопросах импортозамещения и развития производства компонентной базы в сельскохозяйственном машиностроении, автопроме, да и вообще в обрабатывающих отраслях.
Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, о состоянии сельскохозяйственного машиностроения сегодня.
Всельскохозяйственном машиностроении (предприятием именно этой отраслевой принадлежности я и руковожу) в текущем году констатируется 30%-ный рост. Такой впечатляющий рост, особенно в известных непростых условиях пандемии, имеет две причины. С одной стороны, сложилась хорошая рыночная конъюнктура на зерно, с другой — состоялась синергия от господдержки рыночного спроса на сельхозтехнику и господдержки самого производства этой техники. Прежде всего, я имею ввиду «перезапуск» Программы 1432 через Минпромторг России.
Если говорить о проблемах с компонентами для производства полнокомплектной сельхозтехники, то, действительно, при таком бурном росте проблемы, безусловно, возникают… Но эти проблемы преодолеваются вполне успешно, предприятия отрасли находят решения.
При этом, с точки зрения развития компонентного производства, нужен не просто пятилетний план развития автомобильной промышленности. Нужен более обширный план общего развития всей обрабатывающей промышленности. Он бы предусматривал средне- и долгосрочные проекты развития, в том числе компонентного производства, включая электронику, гидравлику и так далее. Нам есть куда двигаться, мы знаем куда идти. И этим надо заняться.
К примеру, уже 95 лет наш завод выпускает тракторы. Но те автокомпоненты, которые ранее применялись в производстве наших полнокомплектных машин, уже недоступны. Их сегодня просто нет. К сожалению, сейчас мы не можем в полной мере опереться на компонентное производство автомобильной промышленности.
Но вместе с тем создаются новые предприятия и новые производства на территории России. Минпромторгом России, Фондом развития промышленности ведется активная работа по стимулированию развития таких производств, в том числе с использованием высокоэффективных мер государственной поддержки Минпромторга, а также различных специальных льготных программ ФРП.
Однако в некоторых СМИ освещается плачевная, прямо-таки апокалиптическая ситуация… Что вы об этом скажете?
Информация о якобы плачевном состоянии производства автокомпонентов явно вырвана из контекста обсуждения. И некоторые слушатели даже начали делать трагические выводы и описывать катастрофическую ситуацию в этой области. Вероятно, потому что каждый слышит то, что хочет услышать?
Поэтому повторюсь: благодаря конструктивной позиции Минпромторга России, личной вовлеченности руководства Министерства в эти вопросы разработано и эффективно применяется достаточно много механизмов государственной поддержки таких проектов.
Приведу конкретные примеры. Это развитие трансмиссионного производства на нашем тракторном заводе в Санкт-Петербурге. Построенное практически с нуля за полтора года, суперсовременное производство трансмиссий позволяет в полном объеме обеспечить этими компонентами большинство отечественных производителей самоходной сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники.
Еще пример: освоение производства гидравлических систем Екатеринбургским оборонным Машиностроительным заводом им. М. И. Калинина (МЗИК). Это предприятие, кстати, реализует этот импортозамещающий проект в рамках диверсификации и конверсии… Есть и другие примеры.
В качестве проблемных моментов могу отметить особенности работы оборонных предприятий. Ввиду отсутствия опыта работы «на гражданском рынке» некоторые из них испытывают объяснимые сложности. Однако со многими такими заводами мы входим в совместные кооперационные проекты с целью создания на их базе компонентных производств для гражданских отраслей.
Конечно, этот путь не будет коротким и простым. Но я уверен, что в целом, учитывая поддержку Министерства промышленности и торговли, предприятия нашей отрасли с этой задачей справятся.
С 4 по 7 июня 2024 года в Новокузнецке пройдет XXXII Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг». Мероприятие состоится на площадке выставочного комплекса «Кузбасская ярмарка».
Золотодобывающие компании Якутии за январь-март этого года увеличили добычу золота на 20%, тем самым объем извлечения благородного металла из недр достиг 9,5 тонн.
В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.