Статьи

ИПЕМ: доля экспортных перевозок на железнодорожном транспорте будет расти

19 января 2016 г.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), снижение погрузки на железнодорожном транспорте в России в 2015 году связано во многом с нестабильной экономической ситуацией в мире и снижением мировых цен на основные товары, в результате чего значительные расстояния перевозок значительно влияют на себестоимость продукции. При сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016 году останется на том же уровне или будет незначительно выше.

 

Напомним, что в 2014 году произошло перераспределение грузопотоков между внутренними и экспортными рынками. Тогда погрузка на сети ОАО «РЖД» на экспорт по итогам года выросла на 4,3%, против спада во внутреннем сообщении на 2,1%. Аналогичная тенденция прослеживалась по многим основным грузам, перевозимым железнодорожным транспортом. Например, погрузка угля во внутреннем сообщении снизилась на 3,3%, а в экспортном выросла на 7,3%, погрузка зерна на экспорт выросла более чем на 80%, во внутреннем сообщении произошёл спад погрузки на 0,3%, погрузка лесных грузов на экспорт выросла на 10%.

 

Основная причина, которая сказывалась на объёмах и направлениях грузовых перевозок, заключалась в девальвации рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

 

Однако в 2015 году, несмотря на продолжающееся укрепление мировых валют по отношению к рублю, например, если в октябре 2014 году курс доллара к рублю составлял 40,8 руб. за доллар США, то в октябре 2015 года курс доллара превысил 63 руб. за доллар США. В декабре 2015 года курс доллара к рублю составил практически 70 руб. за доллар США против 55,8 руб. за доллар США в декабре 2014 года, произошла обратная ситуация. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2015 году оказалась ниже уровня 2014 года не только во внутреннем, но и в экспортном сообщении. Рассмотрим отдельно ряд массовых грузов.

Уголь

 

Погрузка каменного угля в целом по сети выросла на 2,5% к уровню прошлого года. Однако, рост погрузки наблюдался только во внутреннем сообщении (+4,7%), погрузка на экспорт осталась практически неизменной.

 

К основным проблемам в угольной отрасли можно отнести то, что на мировом рынке каменного энергетического угля в последнее время наблюдается снижение уровня цен, связанного с превышением спроса над предложением, и ростом конкуренции со стороны поставщиков из Индонезии, Австралии и Колумбии. Также можно отметить снижение мирового спроса на уголь в Китае, Европе и других странах. Как известно, из Росси значительная часть угля экспортируется именно в Китай. При этом по данным Таможенной службы Китая за 11 месяцев 2015 года импорт угля снизился на 29,4%.

 

Лесные грузы

 

Погрузка лесных грузов во внутреннем сообщении оказалась на 4,1% выше уровня 2014 года, рост погрузки в экспортном направлении практически прекратился. Во многом это связано с нестабильностью экономики в странах потребителях (например, в Финляндии), а также возросшей конкуренцией со стороны стран конкурентов (Канада, США). Кроме того, в текущем году значительно снизил закупочные цены Китай, что понизило рентабельность поставщиков, и, как следствие, объём погрузки.

 

Помимо этого, в 2015 году наблюдались проблемы связанные с доставкой лесоматериалов до железнодорожной магистрали. Например, на БАМе большинство близлежащих к железным дорогам лесных массивов уже выработаны, в результате чего приходится осуществлять работу по заготовке леса на значительном удалении от железнодорожных путей, доставляя груз автовозами и преодолевая большие расстояния.

 

К одной из основных причин роста погрузки лесных грузов во внутреннем сообщении можно отнести аномальную маловодность внутренних водных путей и, как следствие, переход части грузов с внутреннего водного транспорта.

 

Зерно

 

Погрузка зерна на экспорт в 2015 году просела на 6,6% относительно уровня 2014 года, а погрузка во внутреннем сообщении увеличилась на 13,2%. К одной из причин снижения объёмов экспорта относится низкий уровень мировых цен на зерновые культуры. Например, биржевые цены на российскую экспортную пшеницу с начала 2015 года снизились практически на 15%.

 

Химические грузы и минеральные удобрения

 

Погрузка химических и минеральных удобрений во внутреннем сообщении в 2015 году на 10,3% превышает уровень прошлого года, а погрузка на экспорт увеличилась только на 1,2%. Увеличение погрузки удобрений в первую очередь связано с ростом спроса на удобрения как на внутреннем, так и на внешних рынках. Согласно оценке Международной ассоциации производителей удобрений, в 2015 году потребление минеральных удобрений в мире на 1,1% превысит уровень 2014 года.

 

Металлы

 

По итогам 2015 года чёрные металлы являлись одним из немногих грузов, у которых отмечен наиболее значительный рост погрузки на экспорт (+6,6%) к уровню 2014 года, несмотря на снижение экспортных цен. Однако рост курса доллара по отношению к рублю компенсировал это незначительное снижение.

 

Во внутреннем сообщении погрузка снизилась на 5,5% до 40,7 млн тонн. Основной причиной спада погрузки во внутреннем сообщении является снижение потребления продукции в автомобилестроении. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, по итогам 11 месяцев 2015 года российский автопром выпустил около 1,2 млн легковых автомобилей, что на 23,6% меньше аналогичного периода прошлого года. По оценке Автостата, объём производства легковых автомобилей в 2015 году может сократиться на 25%.

 

Минерально-строительные материалы

 

В 2015 году погрузка минерально-строительных материалов составила 158,7 млн тонн, что на 8,4% ниже уровня 2014 года. При этом погрузка цемента снизилась более чем на 11% с 32,2 млн тонн в 2014 году до 28,6 млн тонн в 2015 года. Спад погрузки строительных грузов на железнодорожном транспорте в первую очередь связан со снижением производства строительных материалов в стране. Например, в январе-ноябре 2015 года выпуск цемента снизился на 9,4% относительно уровня прошлого года.

Однако, необходимо отметить, что погрузка на железнодорожном транспорте снизилась выше спада объёмов производства, что можно связать с переключением грузов на автомобильный транспорт.

 

Перспективы

 

Таким образом, во многом произошедшее перераспределение грузопотока связано с нестабильной экономической ситуацией в мире, которая выражается в снижении мировых цен на основные товары.

 

По оценкам ИПЕМ, при сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016 году останется на том же уровне или будет незначительно выше. Изменение структуры грузопотока возможно в случае, если участники железнодорожных перевозок пойдут навстречу клиентам и предоставят скидки в рамках тарифного коридора. Шаги в данном направлении уже сделаны. Например, ОАО «РЖД» предоставило скидку на экспортные перевозки чёрных металлов.

 

Кроме того, изменение структуры грузопотока возможно при более значительной девальвации рубля. Например, в декабре 2015 года курс доллара к рублю значительно укрепился и составил 69,7 рублей за 1 доллар США, что неизбежно отразилось на структуре грузопотока. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в декабре на 1% превысила уровень декабря прошлого года, погрузка на экспорт в декабре увеличилась практически на 3%. Погрузка угля на экспорт в декабре 2015 года на 8,3% превысила уровень прошлого года, погрузка лесных грузов на экспорт за аналогичный период выросла на 7,1%. Рост погрузки химических и минеральных удобрений составил 13%.

 

При анализе текущих экономических условий можно отметить, что доллар ещё значительней укрепляется по отношению к рублю, а, следовательно, можно ожидать дальнейшее изменение структуры погрузки грузов на сети ОАО «РЖД» в сторону экспорта.

 

Александр Слободяник,

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ

 

###

Об Институте

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru




Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

07.04.2021г.
Наплавка, восстановление изношенных деталей

Плазма-плюс

Восстановление изношенных деталей Ремонт деталей восстановлением Напыление деталей Восстановление размеров деталей Ремонт наплавкой Наплавка деталей Ремонт изношенных деталей Восстановление изношенных деталей наплавкой: - втулки, валы, места под подшипники, шнеки, крановые колеса, роторы электродвигателей, лопатки мешалок, тормозные шкивы, ...
05.04.2021г.
Пояс Роговского TTC-KR с выходным сигналом 5А

"Энергометрика" ООО

Пояс Роговского серии TTC-KR предназначен для использования в цепях переменного тока с любой формой и величиной токов, и позволяют проводить замеры переменной составляющей протекающего тока. Гибкость и простота в использовании, возможность ...
31.03.2021г.
Покупаем емкости, цистерны ж/д, резервуары, лежалые, б/у

ООО «Альбатрос»

Покупаем емкости, цистерны ж/д, резервуары, лежалые, б/у из нержавеющей и чёрной стали от 1,0-100 м3/куб. ООО Альбатрос Россия, Челябинская область, г. Челябинск 8-963-073-51-39, 8-932-019-04-80, 8-951-447-99-41 ilbaev39@mail.ru, ildar.ilbaev@yandex.ru. Skype: ilbaev230270 ...
Все объявления