Статьи

ИПЕМ: доля экспортных перевозок на железнодорожном транспорте будет расти

19 января 2016 г.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), снижение погрузки на железнодорожном транспорте в России в 2015 году связано во многом с нестабильной экономической ситуацией в мире и снижением мировых цен на основные товары, в результате чего значительные расстояния перевозок значительно влияют на себестоимость продукции. При сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016 году останется на том же уровне или будет незначительно выше.

 

Напомним, что в 2014 году произошло перераспределение грузопотоков между внутренними и экспортными рынками. Тогда погрузка на сети ОАО «РЖД» на экспорт по итогам года выросла на 4,3%, против спада во внутреннем сообщении на 2,1%. Аналогичная тенденция прослеживалась по многим основным грузам, перевозимым железнодорожным транспортом. Например, погрузка угля во внутреннем сообщении снизилась на 3,3%, а в экспортном выросла на 7,3%, погрузка зерна на экспорт выросла более чем на 80%, во внутреннем сообщении произошёл спад погрузки на 0,3%, погрузка лесных грузов на экспорт выросла на 10%.

 

Основная причина, которая сказывалась на объёмах и направлениях грузовых перевозок, заключалась в девальвации рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

 

Однако в 2015 году, несмотря на продолжающееся укрепление мировых валют по отношению к рублю, например, если в октябре 2014 году курс доллара к рублю составлял 40,8 руб. за доллар США, то в октябре 2015 года курс доллара превысил 63 руб. за доллар США. В декабре 2015 года курс доллара к рублю составил практически 70 руб. за доллар США против 55,8 руб. за доллар США в декабре 2014 года, произошла обратная ситуация. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2015 году оказалась ниже уровня 2014 года не только во внутреннем, но и в экспортном сообщении. Рассмотрим отдельно ряд массовых грузов.

Уголь

 

Погрузка каменного угля в целом по сети выросла на 2,5% к уровню прошлого года. Однако, рост погрузки наблюдался только во внутреннем сообщении (+4,7%), погрузка на экспорт осталась практически неизменной.

 

К основным проблемам в угольной отрасли можно отнести то, что на мировом рынке каменного энергетического угля в последнее время наблюдается снижение уровня цен, связанного с превышением спроса над предложением, и ростом конкуренции со стороны поставщиков из Индонезии, Австралии и Колумбии. Также можно отметить снижение мирового спроса на уголь в Китае, Европе и других странах. Как известно, из Росси значительная часть угля экспортируется именно в Китай. При этом по данным Таможенной службы Китая за 11 месяцев 2015 года импорт угля снизился на 29,4%.

 

Лесные грузы

 

Погрузка лесных грузов во внутреннем сообщении оказалась на 4,1% выше уровня 2014 года, рост погрузки в экспортном направлении практически прекратился. Во многом это связано с нестабильностью экономики в странах потребителях (например, в Финляндии), а также возросшей конкуренцией со стороны стран конкурентов (Канада, США). Кроме того, в текущем году значительно снизил закупочные цены Китай, что понизило рентабельность поставщиков, и, как следствие, объём погрузки.

 

Помимо этого, в 2015 году наблюдались проблемы связанные с доставкой лесоматериалов до железнодорожной магистрали. Например, на БАМе большинство близлежащих к железным дорогам лесных массивов уже выработаны, в результате чего приходится осуществлять работу по заготовке леса на значительном удалении от железнодорожных путей, доставляя груз автовозами и преодолевая большие расстояния.

 

К одной из основных причин роста погрузки лесных грузов во внутреннем сообщении можно отнести аномальную маловодность внутренних водных путей и, как следствие, переход части грузов с внутреннего водного транспорта.

 

Зерно

 

Погрузка зерна на экспорт в 2015 году просела на 6,6% относительно уровня 2014 года, а погрузка во внутреннем сообщении увеличилась на 13,2%. К одной из причин снижения объёмов экспорта относится низкий уровень мировых цен на зерновые культуры. Например, биржевые цены на российскую экспортную пшеницу с начала 2015 года снизились практически на 15%.

 

Химические грузы и минеральные удобрения

 

Погрузка химических и минеральных удобрений во внутреннем сообщении в 2015 году на 10,3% превышает уровень прошлого года, а погрузка на экспорт увеличилась только на 1,2%. Увеличение погрузки удобрений в первую очередь связано с ростом спроса на удобрения как на внутреннем, так и на внешних рынках. Согласно оценке Международной ассоциации производителей удобрений, в 2015 году потребление минеральных удобрений в мире на 1,1% превысит уровень 2014 года.

 

Металлы

 

По итогам 2015 года чёрные металлы являлись одним из немногих грузов, у которых отмечен наиболее значительный рост погрузки на экспорт (+6,6%) к уровню 2014 года, несмотря на снижение экспортных цен. Однако рост курса доллара по отношению к рублю компенсировал это незначительное снижение.

 

Во внутреннем сообщении погрузка снизилась на 5,5% до 40,7 млн тонн. Основной причиной спада погрузки во внутреннем сообщении является снижение потребления продукции в автомобилестроении. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, по итогам 11 месяцев 2015 года российский автопром выпустил около 1,2 млн легковых автомобилей, что на 23,6% меньше аналогичного периода прошлого года. По оценке Автостата, объём производства легковых автомобилей в 2015 году может сократиться на 25%.

 

Минерально-строительные материалы

 

В 2015 году погрузка минерально-строительных материалов составила 158,7 млн тонн, что на 8,4% ниже уровня 2014 года. При этом погрузка цемента снизилась более чем на 11% с 32,2 млн тонн в 2014 году до 28,6 млн тонн в 2015 года. Спад погрузки строительных грузов на железнодорожном транспорте в первую очередь связан со снижением производства строительных материалов в стране. Например, в январе-ноябре 2015 года выпуск цемента снизился на 9,4% относительно уровня прошлого года.

Однако, необходимо отметить, что погрузка на железнодорожном транспорте снизилась выше спада объёмов производства, что можно связать с переключением грузов на автомобильный транспорт.

 

Перспективы

 

Таким образом, во многом произошедшее перераспределение грузопотока связано с нестабильной экономической ситуацией в мире, которая выражается в снижении мировых цен на основные товары.

 

По оценкам ИПЕМ, при сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016 году останется на том же уровне или будет незначительно выше. Изменение структуры грузопотока возможно в случае, если участники железнодорожных перевозок пойдут навстречу клиентам и предоставят скидки в рамках тарифного коридора. Шаги в данном направлении уже сделаны. Например, ОАО «РЖД» предоставило скидку на экспортные перевозки чёрных металлов.

 

Кроме того, изменение структуры грузопотока возможно при более значительной девальвации рубля. Например, в декабре 2015 года курс доллара к рублю значительно укрепился и составил 69,7 рублей за 1 доллар США, что неизбежно отразилось на структуре грузопотока. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в декабре на 1% превысила уровень декабря прошлого года, погрузка на экспорт в декабре увеличилась практически на 3%. Погрузка угля на экспорт в декабре 2015 года на 8,3% превысила уровень прошлого года, погрузка лесных грузов на экспорт за аналогичный период выросла на 7,1%. Рост погрузки химических и минеральных удобрений составил 13%.

 

При анализе текущих экономических условий можно отметить, что доллар ещё значительней укрепляется по отношению к рублю, а, следовательно, можно ожидать дальнейшее изменение структуры погрузки грузов на сети ОАО «РЖД» в сторону экспорта.

 

Александр Слободяник,

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ

 

###

Об Институте

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru




Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

18.05.2021г.
Изготовление штампосварных изделий из листового металла

ГАЗ, ПАО

Дивизион Автокомпоненты» ПАО «ГАЗ» выпускает более 10 000 штампосварных компонентов и узлов автомобилей. Основная продукция - силовые элементы кузова, лицевые детали автомобилей, колеса, штампосварные компоненты узлов и агрегатов автомобиля. Номенклатура выпускаемых изделий: • силовые ...
18.05.2021г.
Кузнечное производство, горячая объёмная штамповка, кованые заготовки

ГАЗ, ПАО

Дивизион «Автокомпоненты» выпускает более 1200 наименований заготовок кузнечного производства (поковок). Поковки автомобильных деталей изготавливаются из углеродистых и легированных сталей. Производство имеет законченный технологический цикл изготовления поковок различной сложности, точности и конфигурации ...
18.05.2021г.
Детали, узлы и агрегаты для сборочных производств

ГАЗ, ПАО

Автокомпонентное производство ГАЗа – одно из крупнейших в стране по изготовлению штампованных стальных колес и крупнейшее в России производство ведущих и неведущих мостов. Производство деталей, узлов и агрегатов является самостоятельной высокотехнологичной ...
Все объявления