Статьи

Кризисные тенденции в машиностроении России.

13 сентября 2015 г.

Относительно благополучный для машиностроения страны период, охватывающий 60-е - начало 80-х годов, сменился в последнее десятилетие XX века тяжелым кризисом. Впервые после окончания Великой Отечественной войны в России произошёл резкий, ничем не оправданный спад производства во всех основных отраслях машиностроительного комплекса. Из 35 постоянно учитываемых Госкомстатом России основных видов машиностроительной продукции по 24 видам, спад производства принял обвальный характер. По производству грузовиков спад составил около 80%, по тракторам – 72%, по автобусам – 82%, по пассажирским вагонам – 71, по металлорежущим станкам – 90%!!! (Печальный мировой рекорд).

Сложилась реальная ситуация в экономике страны, при которой практически умерщвлённой промышленности, многим остановленным предприятиям, заводам и фабрикам новые станки оказались не нужны. Если же все-таки потребность в станках возникала, то, как правило, их не оплачивали, ссылаясь на хроническую неплатежеспособность. Но основная опасность для промышленного комплекса страны состояла не в остановке производств и не выпуске новой продукции, а в серьезном технико-технологическом отставании в станкостроении. Справедливости ради надо признать, что по ряду типов и видов станков, производившихся в стране, и в прежние годы фиксировалось отставание по некоторым техническим характеристикам и технологической эффективности. Но если в 1980-х годах отставание от мирового уровня составляло 5-7 лет, то к 2000-2010 году реальное техническое отставание стало 15-20 лет. Не секрет, что уровень развития станкостроения в значительной мере характеризует общий уровень технико – технологического прогресса в современной индустриальной России. Военно-промышленный комплекс России еще до начала кризиса 90-х годов занимал приоритетное положение среди всех отраслей машиностроительного производства. Это проявлялось , прежде всего, в создании первоклассных образцов военной техники.

Многие созданные в структурах ВПК высокие технологии и материалы могли бы быть эффективными в производстве промышленной продукции двойного назначения. Но, увы, когда болезнь поражает весь «организм», поздно пить витамины, надо ждать, когда «пациент» поправится, получив при этом некий «иммунитет». Кроме того, кризис поразил потенциал большинства научных учреждений. Отсутствие финансирования на заработную плату научных сотрудников, на минимальное поддержание инфраструктуры, на проведение плановых научных и экспериментальных исследований крайне отрицательно отразилось на научных учреждениях, занятых разработкой актуальных проблем машиностроения. Еще более сложной оказалась судьба целого ряда отраслевых научно-технических организаций, конструкторских бюро при предприятиях. Какие-то научные учреждения закрылись, другие, несмотря на трудный период в истории страны продолжали свою работу, стараясь сохранить кадровый состав, и проводить исследования средствами, доступными на тот момент.

И это длинное предисловие написано не для того, чтобы утомить тебя, дорогой читатель, а для того, чтобы объяснить, почему наши станкостроительные предприятия, будучи ранее всемирно известными, превратились в заброшенные, полуразрушенные, переориентированные, сдающиеся в аренду.  Но, на мой взгляд, сейчас наша промышленность, очень тяжело, но идет на поправку. Мы с Вами, уважаемые мои современники, наблюдаем сейчас уникальный период реабилитации и возрождения российского производственного комплекса и, в частности, отечественного станкостроения. Тема эта обширна, но я попробую на примере крупнейшего российского станкостроительного завода показать истинную картину российской индустриальной действительности.

 




Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

07.04.2021г.
Наплавка, восстановление изношенных деталей

Плазма-плюс

Восстановление изношенных деталей Ремонт деталей восстановлением Напыление деталей Восстановление размеров деталей Ремонт наплавкой Наплавка деталей Ремонт изношенных деталей Восстановление изношенных деталей наплавкой: - втулки, валы, места под подшипники, шнеки, крановые колеса, роторы электродвигателей, лопатки мешалок, тормозные шкивы, ...
05.04.2021г.
Пояс Роговского TTC-KR с выходным сигналом 5А

"Энергометрика" ООО

Пояс Роговского серии TTC-KR предназначен для использования в цепях переменного тока с любой формой и величиной токов, и позволяют проводить замеры переменной составляющей протекающего тока. Гибкость и простота в использовании, возможность ...
31.03.2021г.
Покупаем емкости, цистерны ж/д, резервуары, лежалые, б/у

ООО «Альбатрос»

Покупаем емкости, цистерны ж/д, резервуары, лежалые, б/у из нержавеющей и чёрной стали от 1,0-100 м3/куб. ООО Альбатрос Россия, Челябинская область, г. Челябинск 8-963-073-51-39, 8-932-019-04-80, 8-951-447-99-41 ilbaev39@mail.ru, ildar.ilbaev@yandex.ru. Skype: ilbaev230270 ...
Все объявления