Статьи

Развитие импортозамещения в станкостроении в России: время идет, вопросы остаются

27 сентября 2019 г.

Ранее в статье «Нашей стране (не) нужно сильное отечественное станкостроение» мы рассказывали о направлениях развития процесса импортозамещения и освещали сложности, которые необходимо преодолеть.

Председатель Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров отметил следующие существующие проблемы, связанные с производством, разработкой и внедрением новой продукции, сбытом на внутреннем рынке и кадровым обеспечением:

- недостаток средств на перевооружение, разработки и обучение специалистов;

 - отсутствие государственной политики в области обучения, в научно-технической сфере;

- высокая импортозависимость от поставок оборудования и ценовая зависимость от поставок энергоресурсов;

- неэффективная работа постановления № 719 и недостаточная информированность конечных потребителей о современной продукции станкоинструментальной отрасли России.

В марте 2019 года в ходе Петербургской технической ярмарки состоялся круглый стол для представителей государственных структур и предприятий-производителей продукции. Выступающие из Фонда развития промышленности, участники кластера производителей станкоинструментальной продукции Санкт-Петербурга и руководители реальных производств отметили, что до сих пор не решены связанные с сертификацией продукции проблемы, на которые Министерству промышленности и торговли неоднократно указывали. Эти моменты крайне спорные и не отвечают заявлениям о поддержке отечественного производителя, они скорее усложняют и без того тяжелое существование и борьбу за место на рынке произведенных в России товаров.

В начале года было анонсировано масштабное изменение Постановления Правительства РФ №719 об отнесении продукции к произведенной в России. Предполагалось, что это изменение учтет объективные пожелания предприятий, которые стремятся производить продукцию на территории Российской Федерации, и облегчит им преодоление формальных процедур на пути получения заветного сертификата.

Напомним, что согласно этому постановлению, в 2020 году все предприятия должны будут доказать локализацию 75% при производстве своих товаров, при этом будет учитываться происхождение комплектующих, которое также должно быть российским на 75%, а также все этапы производства (сборка; производственные (контрольно-измерительные) испытания; механическая обработка деталей станка; термическая обработка деталей станка; заготовительные операции (лазерный, плазменный, гидроабразивный, механический раскрой деталей станка); сварочные или листогибочные работы) должны проходить в России.

Запрет на приобретение иностранных товаров для нужд безопасности и обороны страны был введен еще в 2013 году. Тогда он регламентировался постановлением Правительства № 1224. С начала 2017 года оно утратило силу. Вместо него было издано постановление №9 от 14.01.2017 г.

В марте 2019 года появилось Постановление Правительства №239, заменившее собой ПП №9. Оно называется «О запрете использования товаров станкоинструментальной продукции, происходящих из иностранных государства, для закупок отдельными категориями предприятий». Согласно ему, любое государственное предприятие, использующее средства федерального бюджета для закупок станков, инструмента, может покупать только продукцию, сертифицированную согласно вышеупомянутому ПП №719. А если требуемого оборудования в России не производится, необходимо получить соответствующее разрешение в Минпромторге и покупать импортное оборудование. В самом же ПП №719, которое регламентирует порядок и критерии отнесения продукции к произведенной в России, никаких изменений не произошло.

Формально процедура получения разрешения на закупку станкоинструментальной продукции, происходящей из иностранных государств, прописана в Регламенте, утвержденном приказом Минпромторга №1486. Новацией стало требование подачи заявки в электронной форме через портал Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Письменная форма остается возможной, но значительно удлиняет срок получения разрешения. Мы советуем предприятиям зарегистрироваться на портале gisp.gov.ru и подавать заявки через личный кабинет.

Согласно регламенту, предприятие формирует запрос с указанием кодов ОКПД2 и ТН ВЭД, прописывает базовые технические требования в специальной форме и прикладывает расширенные технические требования в файле pdf. Электронная форма унифицирована и не отражает некоторых действительно критичных параметров заявляемого оборудования, поэтому важно заполнить и pdf-файл.

Заявка поступает в Минпромторг и автоматически рассылается предприятиям, производящим станкоинструментальную продукцию и имеющим соответствующий сертификат согласно ПП № 719. Эти производители могут предложить свое оборудование, и тогда заявитель получит отказ, либо в случае неполучения откликов от производителей заявитель получает разрешение и покупает требуемое ему иностранное оборудование.

Есть и неожиданности. В одной группе по коду ОКПД2 находятся, например, и производители лазерного оборудования, и производители обрабатывающих центров.

Согласно регламенту от приказа №1486 аналогичное оборудование должно быть сопоставимо по цене. Но конкретных указаний на какие-либо диапазоны регламент не дает. Можно вспомнить про преференцию в 15%, которую получают отечественные производители при участии их в торгах для компаний по ФЗ № 223, возможно, этот опыт будут использовать при оценке предложений.

В целом, человеческий фактор полностью устранить невозможно, но электронная система может значительно ускорить сбор информации и коммуникацию в треугольнике Предприятиие-заявитель – Минпромторг – Предприятие-поставщик. Если заявитель не согласен с отказом Минпромторга, у него есть возможность 1 раз в год оспорить решение.

Пока нам неизвестны случаи выдачи разрешений или запретов, электронная система только начала работать, предприятия подают заявки, ожидаются ответы производителей. Думаем, еще будет много несостыковок и доработок, но в целом, система ГИСП скорее правильный и своевременный инструмент, позволяющий сохранить прозрачность в мутной процедуре взаимодействия с государственными структурами.

Материал подготовлен на основе данных из открытых источников актуальных на июль 2019




Новости

В масштабе: выставка «Уголь России и Майнинг -2024» расширяет экспозицию
23 апреля 2024г.

С 4 по 7 июня 2024 года в Новокузнецке пройдет XXXII Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг». Мероприятие состоится на площадке выставочного комплекса «Кузбасская ярмарка».

Якутия увеличила добычу золота на 20%
23 апреля 2024г.

Золотодобывающие компании Якутии за январь-март этого года увеличили добычу золота на 20%, тем самым объем извлечения благородного металла из недр достиг 9,5 тонн.

В 1 кв. 2024 «Русский Уголь» на 20% увеличил добычу бурого угля в Красноярском крае
12 апреля 2024г.

В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.

Все новости

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?

Телеграмм канал Все регионы


Объявления

28.04.2024г.
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения и новую: целые барабаны, бухты, неликвиды, остатки на барабанах, невостребованный, ТМЦ. Крупный опт. Оплата: наличный и б/н расчет. Наш вывоз из любого региона России ...
25.04.2024г.
Куплю кабель/провод с хранения, с резерва. Неликвиды предприятий

«Альянс» ООО

Куплю кабель/провод с хранения, с резерва. Неликвиды предприятий. Остатки с объектов монтажа. Кабель любого назначения, любого сечения. Расчет наличный, безналичный. Оплачиваем как изделие. Выезд в регионы + cамовывоз. (Транскаб НППнг ...
24.04.2024г.
Куплю кабель и провод с хранения, разных сечений

«Альянс» ООО

На постоянной основе закупаем провод, провод не изолированный, кабель контрольный, кабель силовой и много другой кабельно-проводниковой продукции по регионам России, оптом. Самовывоз. Начатые, запечатанные барабаны. с хранения, после монтажа, неликвиды, ...
Все объявления