15 марта 2019 г.
Сварка трением с перемешиванием (СТП) – это прогрессивный вид сварки материалов, которые традиционным способом невозможно сварить либо их соединение требует очень больших затрат. Так, например, в автомобилестроении выполняется сварка стальных листов с прессованными алюминиевыми панелями, либо с литыми элементами конструкции; при строительстве электромобилей – сварка корпусов аккумуляторной батареи с биметаллическими межполюсными соединителями из различных материалов, при производстве радиаторов – сварка меди с алюминием либо меди со сталью.
Метод сварки трением с перемешиванием получил широкое промышленное применение во всём мире, начиная с 1990-х годов. На первый взгляд, технология кажется аналогичной фрезерному процессу, однако для стабильного и надёжного промышленного применения процесса требуются специальные станки и особенное ноу-хау.
СТП представляет собой твёрдофазный способ сварки, при котором не возникает плавления. Материал приводится в вязкое состояние при помощи нагрева от трения, в котором он перемешивается под высоким давлением. Данный способ очень близок к ковке с учётом всех свойств, улучшающих микроструктуру материала. Например, в некоторых сварочно-фрезерных обрабатывающих центрах рабочие давления могут достигать 25кН (2,5т).
Инструмент для СТП напоминает фрезу. Он состоит из комплексного профилированного стержня и фланца большего диаметра, чем стержень. Длина стержня, который под большим давлением погружается в стык между свариваемыми деталями, соответствует толщине стыка.
Возможна сварка толщин от 0,5 мм до 70 мм в один проход без подготовки стыка под сварку. Швы надежны и герметичны. Сварке трением с перемешиванием поддаются все металлы, которые можно перевести в вязкое состояние: алюминий, сталь, медь, титан, магний и др., помимо прочего, существует возможность сварки между собой термопластичных полимеров с металлами.
В автомобилестроении набирает популярность тенденция сварки алюминиевых полос в рулонах с обеих сторон со стальной лентой для последующего изготовления наружной обшивки кузова, которая с одной стороны, обеспечивает эффект пониженной массы, а с другой стороны, обеспечивает свариваемость с другими деталями, имеющими стальную структуру, через боковые стальные полосы недорогим обычным способом точечной сварки. Это применяется для производства транспортных средств облегченной конструкции (напр., мотоциклов или малолитражных автомобилей).
Металлы с разными свойствами, такие как медь и сталь, могут свариваться при помощи СТП без формирования разупрочняющих интерметаллических фаз, так как процесс выполняется при температурах ниже температуры плавления свариваемых материалов. Поэтому испытания на разрыв приводят к разрушению в более мягком материале за пределами сварного шва, например, в медной части.
Преимущества сварки трением:
• Высокая прочность сварных швов
• Высокая степень воспроизводимости
• Не требуются расходные материалы или присадки
• Отсутствуют дым, брызги при сварке или другие выделения
• Отсутствие внутренних напряжений
• Малый риск образования трещин и пор в сварном шве
• Улучшенная микроструктура и усталостная прочность
В виду низкого нагрева СТП по сравнению с обычным способом сварки приводит только к 10% деформации конструкции. Это снимает необходимость в последующих трудоёмких процессах, например, рихтовке.
Поскольку работа происходит встык либо внахлёст, нет необходимости в применении наполняющих материалов. Речь идёт о весьма экономичном и экологически чистом процессе: отсутствуют защитный газ, дым, брызги, ультрафиолетовое излучение, озон, сварочный флюс, вакуум, дорогостоящая техника безопасности и прочее.
Если вас заинтересовала данная технология сварки, просим вас обращаться за дополнительной информацией к нам:
ООО «НЕО-тех»,
тел. (4912) 77-87-03,
эл.почта: neotech62dir@gmail.com
В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.
Российские исследователи создали мембраны для производства высокооктановых присадок к топливу, которые позволят в будущем снизить на 30% содержащие угарного газа в продуктах горения горючего.
В 2025 году завод «Тверской экскаватор» (группа UMG) и Тверской политехнический колледж планируют принять участие в федеральном проекте «Профессионалитет» в образовательно-отраслевом кластере «Машиностроение». Программы интенсивного обучения позволят в короткие сроки обучать студентов рабочим специальностям, востребованным на предприятии и в регионе.