20 ноября 2014 г.
По мнению ИПЕМ, трамвайный транспорт является самым проблемным сегментом общественного транспорта в России. По оценкам Института, за пределом сроков службы, установленных производителями, сегодня находится более 80% трамваев. При этом, несмотря на мировые тренды разворота к развитию городских рельсовых систем и заявления российских властей о следовании данному курсу, число городских трамвайных систем продолжает неуклонно снижаться.
На конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области» заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Подвижной состав для транспортных городских коммуникаций: модельный ряд – состояние и перспективы, политика транспортных властей, схемы финансирования».
В начале своего выступления эксперт указал, что в России существует одна из самых больших трамвайных систем в мире: сегодня перевозки пассажиров в трамваях осуществляются в 61 городе страны с суммарным населением более 45 млн человек, протяженность путей составляет 2,5 тыс. км, трамвайный парк – 8,4 тыс. единиц. При этом транспортная доступность трамваев в России за последние 10 лет существенно сократилась: по оценкам ИПЕМ, число городских транспортных систем сократилось на 9%,число маршрутов ‒ на 17%, протяженность путей ‒ на 16,7%, пассажиропоток – в 3,7 раза.
Владимир Савчук указал, что основным ограничителем развития городского рельсового транспорта является дефицит финансирования со стороны региональных властей. «На данный момент во многих городах распределение транспортной нагрузки и финансирования между видами транспорта не сбалансировано, ‒ отдельно отметил эксперт. ‒ Отсутствуют также долгосрочные планы развития транспортных систем, нормативно-правовые ограничения применения механизмов ГЧП не позволяют привлекать частных инвесторов, не развит инструмент заключения долгосрочных контрактов на поставку подвижного состава, в том числе на основе оценки стоимости жизненного цикла продукции. Все это, в результате, приводит к стагнации и ухудшению работы общественного транспорта, снижению его привлекательности для пассажиров, замене на непрозрачный сектор маршрутных такси».
Эксперт заметил, что это негативно сказывается и на перспективах развития отечественного производства трамваев. По словам Владимира Савчука, как это уже отмечалосьв проекте Стратегии развития транспортного машиностроения, отсутствие долгосрочного оплаченного спроса ограничивает потенциал российских производителей. «К примеру, на крупнейшей выставке рельсового транспорта InnoTransв последние годы прослеживается четкий тренд концентрации инженерной мысли именно на трамваях и других рельсовых пассажирских системах, что свидетельствует о существенном спросе со стороны городов на данный вид транспорта, ‒ указал эксперт. ‒ Российские производители также в этом году представили свои передовые разработки, в том числе сделанные в партнерстве с иностранными компаниями, но нерешенность проблемы спроса ставит под сомнения перспективы их запуска в массовое производство».
В заключение своего выступления Владимир Савчук также отметил, что усилия производителей трамваев по продвижению своих интересов не консолидированы, что ограничивает их эффективность. «Производство подвижного состава – это заказ для множества комплектаторов. Сегодня в крупнейшем объединении производителей продукции транспортного машиностроения – НП «ОПЖТ» ‒ состоят все крупнейшие игроки рынка, всего 165 членов. Но, по данным официальной статистики, продукцию транспортного машиностроения в стране выпускает 500 предприятий, то есть 70% до сих пор остаются неохваченными. Дальнейшая консолидация усилий может поспособствовать более эффективному выстраиванию диалога с властями и в части стимулирования спроса на трамваи, и в части корректной защиты рынка от проникновения иностранных производителей».
Презентация доклада доступна по ссылке.
###
Об Институте
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru
С 4 по 7 июня 2024 года в Новокузнецке пройдет XXXII Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг». Мероприятие состоится на площадке выставочного комплекса «Кузбасская ярмарка».
Золотодобывающие компании Якутии за январь-март этого года увеличили добычу золота на 20%, тем самым объем извлечения благородного металла из недр достиг 9,5 тонн.
В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.