21 сентября 2016 г.
Общеизвестно, что качественные масла и смазочные материалы во многом определяют надежность и срок службы оборудования. Однако не все знают, что свойства масел также влияют на размер эксплуатационных издержек и энергоэффективность машин и механизмов. Об этом рассказал Андрей ПАВЛОВ, ведущий инженер компании ExxonMobil в России, уже более 25 лет поставляющей смазочные материалы на российский рынок.
— Андрей Геннадьевич, создаются ли сегодня принципиально новые типы масел и смазок? Какими свойствами они обладают по сравнению с традиционными продуктами?
— Новое не может создаваться без учёта предыдущего опыта, но рано или поздно совершенствование продукта приводит к качественному скачку, это и можно считать новинками. На сегодня главный тренд на рынке смазочных материалов связан с созданием продуктов, позволяющих увеличить интервалы замены масла, и, как следствие — сократить эксплуатационные расходы, снизить риск травматизма (который неизбежно присутствует при обслуживании сложного оборудования). Кроме того, чем реже приходится менять масло, тем ниже негативное воздействие на окружающую среду, связанное с утилизацией использованного продукта.
К примеру, в 2015 году мы выпустили на рынок масла для винтовых воздушных компрессоров Mobil SHC Rarus, позволяющие увеличить интервал между заменой масла в два-три раза по сравнению с имеющимися на рынке маслами. На этом масле без его замены компрессор сможет эксплуатироваться около 24 тысяч часов — это три года работы. Очевидно, что более протяженный интервал между заменой увеличивает производительность и эффективность использования оборудования.
Данный тренд характерен для масел, используемых в различных областях — гидравлических, редукторных, масел для двигателей внутреннего сгорания. Любые клиенты, использующие оборудование, требующее применения смазочных материалов, заинтересованы в том, чтобы снижать свои издержки и реже проводить техобслуживание.
Еще один тренд в разработке новых типов масел и смазок — создание продуктов, способствующих повышению энергоэффективности используемого технологического оборудования. В соответствии с прогнозами, в том числе теми, которые регулярно делает компания ExxonMobil, в ближайшем будущем человечеству понадобится значительно больше энергии. Без повышения эффективности использования энергии рост мирового энергетического спроса может составить не 35%, как мы прогнозируем, а все 140%. И применение энергосберегающего масла — один из наиболее простых и дешевых способов повысить эффективность использования энергоресурсов.
— Расскажите подробнее, каким образом масло может повлиять на энергоэффективность?
— Существует такое понятие как коэффициент трения. Он зависит от вязкости смазочного материала, скорости вращения и нагрузки. Есть режимы работы оборудования, на которые оказывает существенное влияние внутренний коэффициент трения в самом масле. За счёт правильного выбора основы с меньшим внутренним коэффициентом трения и нужных вязкостных характеристик можно создать такой продукт, который уменьшит коэффициент трения и тем самым поможет экономить топливо или энергию на привод оборудования.
Большая доля энергии потребляется промышленностью и применение энергосберегающих индустриальных масел представляет интерес. В частности, мы выпускаем такие масла с 2009 года, начав с гидравлических масел серии MobilDTE 10 Excel.
Сегодня все большую популярность набирает газовое топливо, и, по нашим прогнозам, до 2040 года темпы роста его использования будут самыми высокими по сравнению с другими видами энергоресурсов. Понимая это, наша компания выпустила на рынок энергоэффективное масло для газовых поршневых двигателей – MobilSHCPegasus 30.Благодаря данному продукту может быть достигнута экономия газового топлива до 1,5%, что дает существенный экономический и экологический эффект. При этом состав масла сбалансирован, нацелен не только на энергосбережение, но и позволяет в четыре-пять раз увеличить интервал замены, что, как уже было сказано, влияет на производительность, безопасность и охрану окружающей среды. Это масло находит применение в газовых стационарных установках, которые все шире используются для выработки электроэнергии в отдаленных районах, где нет централизованных сетей энергоснабжения.
— Есть ли на российском рынке особые требования к маслам, возможно, связанные с экстремальными климатическими условиями?
— Российские потребители так же, как и клиенты за рубежом, заинтересованы в надежной работе своего оборудования, увеличении интервалов замены масла, повышении производительности и снижении издержек. Здесь нет каких-то особых требований.
Климатические условия в нашей стране также не уникальны. К примеру, в некоторых областях Канады зимы не менее суровы, чем в Сибири. Однако для современных синтетических масел, обладающих хорошими низкотемпературными характеристиками, жесткий климат не создает проблем. Они обеспечивают легкий пуск при экстремально низких температурах. К примеру, наше редукторное масло MobilSHCGear 150 позволяет провернуть шестерни даже при температуре минус 45°С без предварительного подогрева, что также ведёт к экономии топлива и повышению общей энергоэффективности.
— Затрагивает ли каким-то образом прогресс в сфере информационных технологий вашу отрасль?
— Конечно, производители масел также идут в ногу со временем. К примеру, совсем недавно ExxonMobil запустила MobilServ – программу анализа масел с поддержкой мобильных устройств. Эта новая услуга позволяет операторам выявлять потенциальные проблемы оборудования и сократить до минимума внеплановое техническое обслуживание. Регулярные проверки состояния масла с помощью программы анализа позволяют повысить надежность работы оборудования, сократить эксплуатационные расходы и незапланированные простои, увеличить срок службы оборудования и уменьшить расход смазочных материалов.Используя двухмерный QR-код, клиенты могут быстро сканировать образцы масел и передавать данные в лабораторию. Готовые результаты и персональные рекомендации по работе оборудования выкладываются в «облако», и их легко посмотреть с помощью мобильного приложения на телефоне или планшете. Клиент, использующий такой сервис, при желании может вообще отказаться от этикеток и бумажной документации, тем самым экономя время и деньги.
— Поясните, с какой целью необходимо проводить анализ работающих масел?
— Анализ работающего масла — не новая практика. Регулярные проверки масла позволяют достаточно точно оценивать состояние оборудования клиента, выявлять аномалии в его работе на ранних стадиях. Такой анализ показывает, когда потребуется техническое обслуживание, и тем самым способствует увеличению интервалов замены масла. При этом компания может избежать таких неприятных неожиданностей, как аварийные остановки и незапланированные простои, и в итоге сократить не только расход смазочных материалов, но и эксплуатационные издержки в целом.
Особенно важно проводить анализ масел в непрерывно работающем оборудовании, например, в турбинных установках, обеспечивающих выработку тепла и электроэнергии. Согласитесь, что лишний раз остановить крупный энергоблок для обслуживания (пусть даже и планового) — задача куда более сложная, нежели замена масла в автомобиле.
Для нас это ещё и банк данных, включающий сотни тысяч результатов, обработка которых позволяет понять, как продукты ведут себя у потребителей. Такие исследования помогают совершенствовать ассортимент выпускаемых смазочных материалов и создать новые продукты, еще более полно отвечающие нуждам клиентов.
В январе – марте 2024 года компания «Русский Уголь» на 20%, или 200 тыс. тонн, увеличила объем добычи бурого энергетического угля на расположенном в Красноярском крае разрезе Переясловский.
Российские исследователи создали мембраны для производства высокооктановых присадок к топливу, которые позволят в будущем снизить на 30% содержащие угарного газа в продуктах горения горючего.
В 2025 году завод «Тверской экскаватор» (группа UMG) и Тверской политехнический колледж планируют принять участие в федеральном проекте «Профессионалитет» в образовательно-отраслевом кластере «Машиностроение». Программы интенсивного обучения позволят в короткие сроки обучать студентов рабочим специальностям, востребованным на предприятии и в регионе.