Новости

Рынок робототехники и автоматизации производства в России: взгляд эксперта НАУРР

16 августа 2019г.

Огромное количество производств по всему миру пришли сегодня к выводу, что без применения промышленных роботов невозможно достичь результатов, соответствующих растущим потребностям рынка. Автоматизация производственных линий и использование современных технологий позволяет производствам сохранять конкурентное преимущество на рынке и предлагать рынку товары высокого качества, снижая при этом издержки.

Mitsubishi Electric Corporation, являясь крупным производителем промышленного оборудования, видит обширные перспективы для автоматизации и роботизации производства в России.

О темпах и перспективах роботизации как в России, так и за рубежом в беседе с представителями компании Mitsubishi Electric (далее по тексту – МЭ) рассказала Алиса Конюховская, Исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) – далее по тексту АК.

МЭ: Расскажите, пожалуйста, о темпах роботизации и автоматизации производства в России.

АК: Говоря про Россию и про мир в целом, в качестве основных показателей для сравнения темпов роботизации и автоматизации производства обычно используются общее количество продаж роботов в год и плотность роботизации, то есть количество единиц на 10 тысяч рабочих.

Количество внедренных в производство в России роботов в 2018 году, по предварительным данным, составило всего около 860 установленных на производстве единиц, в то время как за рубежом общее количество установленных в год роботов исчисляется тысячами.

МЭ: Где, по Вашим данным, самый высокий рост роботизации?

АК: В Китае, лидирующей стране по числу продаж роботов в год с 2013 года, общее количество роботов, устанавливаемых на производстве составляет 130 тысяч единиц в год. В США, Германии и Японии этот показатель составляет около 30 – 50 тысяч роботов. В среднем, по Европе этот показатель составляет 5-10 тысяч единиц. Можно резюмировать, что за последний год мы наблюдаем рост глобального рынка робототехники, растущий интерес к автоматизации со стороны органов государственной власти, которые пытаются поддерживать рынок робототехники, и со стороны самих предприятий, которые являются пользователями технических решений.

Рынок роботов в России показал рост на 20% в текущем 2019 году по сравнению с прошлым годом.

Также, говоря про плотность роботизации, нельзя не упомянуть Южную Корею, где данный показатель является самым высоким и составляет порядка 700 роботов на 10 тысяч рабочих, в Сингапуре – 600 роботов, в Германии и Японии – 200.

МЭ: Насколько, по Вашему мнению, может повыситься продуктивность производства при автоматизации производственных процессов за счет установки роботов?

АК: Продуктивность производства сильно зависит от технологических процессов в отрасли и от специфики бизнеса, в разных сферах продуктивность разная, причем универсального показателя, насколько или во сколько раз увеличилась продуктивность, нет. Ситуация может быть такой, что на весь производственный участок установлен один робот, а в другом случае может быть автоматизирована целая производственная линия, что по-разному влияет на производительность труда. К тому же, может проявиться «эффект бутылочного горлышка», когда на производственной линии устанавливается робот, но остальные процессы просто «не успевают» за возросшей производительностью.

МЭ: С каких мер тогда Вы можете порекомендовать начинать роботизацию предприятия - рекомендуете ли Вы устанавливать одного робота на выполнение одной задачи, либо внедрять более комплексное решение для достижения максимального эффекта?

АК: Потребности конкретного производства должны быть во главе угла. Внедрение роботов должно начинаться с технологического аудита. Действительно ли инвестиции в робототехнику привнесут максимальный эффект? Ответ на этот вопрос должен быть верифицирован. В ходе аудита должна быть произведена оценка, на каких участках могут быть внедрены роботы, и какой будет о этого экономический эффект.

Часто бывает, что сами предприятия начинают внедрение роботов с установки робота на каком-то одном небольшом участке, чтобы освоить данный класс технологий, преодолеть так называемый барьер «первого робота». Затем, когда робот внедрен, он становится понятной технологией, после чего могут внедряться уже более дорогие и комплексные решения.

МЭ: Есть ли на сегодняшний день в мире институт(ы), которые контролируют деятельность по внедрению роботов?

АК: Я считаю, что контроль процесса внедрения роботов в производство – это неправильная формулировка. Процесс роботизации нельзя контролировать, его можно только мониторить. Речь идёт о свободном рынке, где производители сами решают, что производить, а заказчики роботов самостоятельно принимают решение о приобретении роботов.

Существуют организации, которые отслеживают объём продаж роботов по отраслям.  Этим в большей степени занимаются ассоциации и федерации. Международная федерация робототехники (InternationalFederationofRobotics) следит за объёмами продаж на рынке робототехники, наша ассоциация (НАУРР) также в свою очередь отслеживает динамику российского рынка робототехники. НАУРР также популяризируют робототехнику, мы показываем предприятиям, что использование роботов в производстве помогает сокращать издержки и повышать производительность.

Существуют также государственные институты, созданные для развития робототехники. Например, в Корее есть Корейский институт развития робототехники (KIRIA). Организация включает в себя департаменты, которые занимаются государственной политикой в области робототехники, связями с общественностью, продвижением корейской техники за рубеж.

МЭ: Многие из нас опасаются массового прихода роботов в производство по той причине, что они могут потенциально привести к сокращению рабочих мест. Насколько остро эта проблема стоит уже сегодня?

АК: Тема про кадры и робототехнику мне видится немного надуманной. Статистика и вовсе говорит об обратном: в тех отраслях и предприятиях, в которых внедряют роботов, параллельно происходит рост общего числа работников, что показывает опыт США, Германии, Китая и других стран. Особенно это заметно в развитии автомобильной промышленности. Автопром – это вообще промышленность с самой высокой долей роботизации.

Если сравнивать показатели безработицы, к примеру, в США и число устанавливаемых роботов, то пики безработицы будут синхронны со спадом продаж роботов. Это связано с тем, что обычно такие спады совпадают с периодами экономических кризисов, причём это обусловлено тем, что во время кризиса платёжеспособность предприятий падает. Следовательно, и объём роботов для автоматизации промышленности сокращается. Из чего можно сделать вывод о том, что установка роботов на производстве скорее говорит о постепенном развитии индустрии и благополучной экономической ситуации.

В нашей стране мы сталкиваемся с гигантской по своим масштабам проблемой нехватки специалистов, способных внедрять новые технические решения, то есть проблема прямо противоположна росту безработицы в ходе автоматизации производства. Кадров не хватает как со стороны разработчиков робототехнических решений, так и со стороны предприятий.

МЭ: Какие институты финансовой поддержки для участников рынка робототехники в России Вы можете назвать? И что, по Вашему мнению, поможет российскому рынку робототехники увеличить масштабы и темпы роботизации?

АК: Какие меры поддержки производства нужны? Нужно помнить, что российскому производству требуются не только финансовые меры поддержки, но и улучшение условий ведения бизнеса, что возможно за счет синхронизации деятельности бизнеса и органов власти, институтов развития.

У нас в стране пока что нет централизованного института, который бы курировал развитие робототехники, есть отдельные направления в институтах развития и различных ведомствах. Что касается институтов развития, то сейчас Фонд развития промышленности предоставляет льготные займы для роботизации производства, и под 5% выдаются кредиты на внедрение ИТ-технологий и робототехники.

Также нужны меры популяризации робототехники, обоснование того, зачем нужны на производстве роботы, то есть нужно показать, что роботы – это в первую очередь инструмент для повышения производительности, сокращения издержек и повышения конкурентоспособности предприятий.

Финансовые меры поддержки, которые, на наш взгляд, могут быть использованы – это предоставление льготных кредитов под 1%, меры по субсидированию установки промышленных роботов, программы по переобучению персонала предприятий.

МЭ: Какие дальнейшие глобальные перспективы развития роботизации Вы видите?

АК: В глобальной перспективе мы ожидаем упрощение интерфейса по взаимодействию с роботами.  Тот же процесс, который произошел за 20-30 лет с персональными компьютерами, когда упростилось взаимодействие человека и компьютера, интерфейс стал инуитивно понятным. Доказательство этому – развитие коллаборативной робототехники, которая позволяет программировать робота через перемещение манипулятора, без потребности в глубоких знаниях в программировании.  Или, например, программные решения, которые позволяют автоматически программировать роботов по CAD-модели. К тому же происходит постепенное удешевление технологий. Можно говорить о том, что в обозримом будущем роботы станут гораздо более доступными.

 

О компании:

Корпорация с более чем девяностолетним опытом предоставления надежных высококачественных продуктов и услуг корпоративным и частным потребителям во всем мире, Mitsubishi Electric является признанным лидером в производстве, маркетинге и продаже электрического и электронного оборудования, используемого в информационных технологиях, телекоммуникациях, исследовании космоса, спутниковой связи, бытовой электронике, промышленных технологиях, энергетике, транспорте и строительстве. Более подробная информация о корпорации Mitsubishi Electric доступна на ее глобальном сайте http://MitsubishiElectric.com.


В 1997 году в Москве было открыто представительство Mitsubishi Electric Europe B.V., европейского подразделения корпорации, а спустя почти 17 лет для усиления ее присутствия в России и странах СНГ было создано ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» (МЭР). Общество было открыто в июне 2014 года, а позднее в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге были зарегистрированы обособленные подразделения ООО «Мицубиси Электрик (РУС)». Основными направлениями работы МЭР и его обособленных подразделений являются продажа систем кондиционирования воздуха, промышленной автоматизации, продвижение высоковольтного энергетического оборудования, развитие бизнеса силовых полупроводников, визуально-информационных систем, холодильного оборудования, а также маркетинговые исследования с целью вывода на российский рынок новых продуктов корпорации. ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» является лауреатом премии доверия потребителей «Марка №1 в России» и признана лучшей иностранной компанией, работающей в России по итогам 2017 года экспертным советом конкурса-премии в области предпринимательства «Золотой Меркурий».

Более подробная информация о деятельности ООО «Мицубиси Электрик (РУС)» в России и СНГ доступна на сайте http://MitsubishiElectric.ru.


Новости

В Москве стартует заявочная кампания на получение субсидий для промышленников
19 марта 2021г.

С 22 марта промышленные предприятия столицы могут подать заявку на получение субсидий для возмещения затрат по лизингу, на уплату процентов по кредитным договорам на приобретение оборудования, а также на подключение к инженерным сетям, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Штеффен Хоффманн назначен на должность Президента группы Bosch в России
19 января 2021г.

Доктор Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann) занял должность Президента Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе с 19 января 2021 года. Он сменил на этом посту Хансъюргена Оверштольца, который возглавлял регион с февраля 2016 года.

Ижорские заводы отправили компенсатор давления на АЭС Руппур
17 июля 2020г.

Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили компенсатор давления для первого энергоблока АЭС Руппур (Бангладеш).

Все новости

Объявления

18.05.2021г.
Изготовление штампосварных изделий из листового металла

ГАЗ, ПАО

Дивизион Автокомпоненты» ПАО «ГАЗ» выпускает более 10 000 штампосварных компонентов и узлов автомобилей. Основная продукция - силовые элементы кузова, лицевые детали автомобилей, колеса, штампосварные компоненты узлов и агрегатов автомобиля. Номенклатура выпускаемых изделий: • силовые ...
18.05.2021г.
Кузнечное производство, горячая объёмная штамповка, кованые заготовки

ГАЗ, ПАО

Дивизион «Автокомпоненты» выпускает более 1200 наименований заготовок кузнечного производства (поковок). Поковки автомобильных деталей изготавливаются из углеродистых и легированных сталей. Производство имеет законченный технологический цикл изготовления поковок различной сложности, точности и конфигурации ...
18.05.2021г.
Детали, узлы и агрегаты для сборочных производств

ГАЗ, ПАО

Автокомпонентное производство ГАЗа – одно из крупнейших в стране по изготовлению штампованных стальных колес и крупнейшее в России производство ведущих и неведущих мостов. Производство деталей, узлов и агрегатов является самостоятельной высокотехнологичной ...
18.05.2021г.
Серийное производство отливок из чугуна на автоматических формовочных линиях

ГАЗ, ПАО

Дивизион « Автокомпоненты» ПАО «ГАЗ» производит более 1,7 тысяч наименований отливок в диапазоне от 0,5 кг до 85 кг из высокопрочного чугуна марок ВЧ40, ВЧ45, ВЧ50, ВЧ70, из серого чугуна ...
18.05.2021г.
ГАЗ, ПАО

ГАЗ, ПАО

Дивизион "Автокомпоненты" объединяет литейное, кузнечное и автокомпонентные производства ПАО "ГАЗ" Мы поставляем как заготовки (чугунные и алюминиевые отливки, кузнечные поковки), детали изготовленные методом холодной высадки, порошковой металлургии, так и готовые ...
06.05.2021г.
Рефрижераторные контейнеры

Trast Container

Продажа Рефрижераторных контейнеров 20, 40 футов (HQ). Контейнеры 2001 - 2016 г.в. в отличном техническом и внешнем состоянии. КХОУ: Carrier и Thermo King. Контейнеры импортные и не были в эксплуатации в России, ...
03.05.2021г.
Паллетоупаковщик SP-1500A

ПромТрансПак

Полуавтоматический паллетоупаковщик SP Compact A для упаковки груза в стрейч пленку, стабилизации на паллете и группировки товара Основные характеристики: Натяжение стретч-плёнки кареткой с регулируемым механическим дисковым тормозом. ...
03.05.2021г.
Упаковочная скоба Solar Packing

ПромТрансПак

Скоба упаковочная – надежный, удобный и практичный способ соединения различных материалов (гофрированного картона любой толщины, блистера, бумаги, пластика) с использованием ручного и пневматического инструмента (степлер, скоросшиватель). Тип скобы 35 для ...
26.04.2021г.
Многоканальный счетчик электроэнергии SPM20-D

"Энергометрика" ООО

SPM20-D многоканальная система измерения параметров электроэнергии предназначена для точного контроля и учета электроэнергии. Один счетчик SPM20-D заменяет 12 однофазных счетчиков! Основными преимуществами по сравнению с традиционными счетчиками постоянного тока являются сокращение ...
25.04.2021г.
Фильтр предварительной очистки воздуха серии GR

НЕКСТЕЛИУМ

Предфильтр воздушный для очистки воздуха двигателей. Применяются для тракторов, бульдозеров, комбайнов, погрузчиков, экскаваторов, дизельных и бензиновых генераторов, компрессоров и прочей техники. Крепится на воздухозаборник перед воздушным фильтром и всякими чудо циклонами, вместо ...
Все объявления