21 сентября 2021 г.
4 июля свой 68-ой день рождения отметил один из старейших заводов Астрахани – тепловозоремонтный (АТРЗ, входит в Группу компаний «ЛокоТех»). Его появление в середине прошлого столетия оказало колоссальное влияние на развитие областного центра, в особенности микрорайона в последствие получившего название «Жилгородок».
Сложно себе приставить, что район сегодняшнего автогородка в конце 40-х годов двадцатого века считался глубоким пригородом Астрахани. Территория от современного Алимпика до места, где сейчас расположен Астраханский ТРЗ, по ул.Боевой недалеко от Царевского моста, представляла собой пустырь с редкими одноэтажными частными постройками. Все изменилось в 1948 году, когда руководством страны было принято решение о строительстве в нашем городе первого и на сегодняшний день единственного на Юге России тепловозоремонтного завода. В послевоенные годы железнодорожный транспорт усиленными темпами стал переходить с паровозной тяги на тепловозную - страна остро нуждалась и в тепловозах, и в их ремонте. Почему для строительства была выбрана именно Астрахань? Ответ очевиден. Астраханская область и тогда, и сейчас занимает выгодное географическое положение - граничит со многими бывшими союзными республиками и государствами так называемого соцлагеря, что явилось весомым аргументом при выборе места под застройку.
Трудовые вехи. Начало
В частичную эксплуатацию АТРЗ был введен в 1953 году. Чтобы как можно быстрее начать ремонт тепловозов, в первую очередь были построены ремонтно-сборочный корпус, литейный и кузнечный цеха, парокотельная. К этому времени на заводе работало всего 268 человек. В последствие численность персонала Астраханского ТРЗ доходила до трех тысяч. На завод приезжали специалисты со всей страны, в том числе выпускники профильных учебных заведений по распределению. В октябре того же года предприятием был принят в ремонт и первый тепловоз ТЭ1-20-105, вышедший из ворот АТРЗ весной 1954-го. Несмотря на тяжелые условия и недостаточную оснащенность производства, ремонт локомотива был выполнен очень качественно, позволив тепловозу безукоризненно отработать в течение последующих 12 лет. В 80-х годах, к тридцатилетию предприятия, ТЭ1 был передан заводу в дар и установлен на постамент рядом с заводской проходной, где его можно увидеть и сегодня. Тепловоз до сих пор является центральной визитной карточкой АТРЗ как дань памяти трудовым свершениям старшего поколения заводчан.
Проектной мощности завод достиг к 1958 году, а к 1960-му выпустил из своих стен уже первую тысячу отремонтированных локомотивов. Но не только производственными успехами мог он похвастаться к этому времени. Заводчанами был отстроен целый микрорайон – нынешний Жилгородок. Жилой массив из десятков многоквартирных домов, два детских сада, школа, поликлиника и большой Дом культуры (знаменитый дом с колоннами) до сих пор служат астраханцам, являясь отражением и советской эпохи, и вклада предприятия в экономику региона.
И работать, и учиться
Заводчане ремонтировали тепловозы, строили жилые дома, а еще учились. В конце 50-х на Астраханском ТРЗ был открыт филиал вечернего факультета Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (сегодняшний РГУПС). Заводские рабочие, мастера и техники имели возможность без отрыва от производства получить профильное высшее образование, чем с успехом и пользовались. За годы существования через этот филиал прошли и сотни железнодорожников Приволжской железной дороги – удобно, не было необходимости уезжать на учебу в Ростов-на-Дону.
АТРЗ обслуживал маневровый парк локомотивов практически всех республик большой советской страны, а еще многих иностранных государств. Монголия, Румыния, Чехословакия – далеко не полный перечень стран, пользующихся услугами астраханского завода с конца 60-х. Многие контакты сохранились до сих пор, позволяя предприятию и сегодня выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.
Что сегодня
Современная история АТРЗ не менее оптимистична, хоть и не пестрит стахановскими достижениями. В сравнении с советским периодом развития, предприятие пока не имеет возможности возводить целые жилые микрорайоны или строить детские сады. Времена изменились, и сейчас это по силам единицам российских компаний. Но оно по-прежнему является флагманом астраханского машиностроения, дающим возможность своему коллективу, насчитывающему более тысячи человек достойно жить и работать, а городу – получать налоговые отчисления, стабильную занятость населения и посильную помощь от предприятия. Сквер ветеранов Советского района, композиция «Журавли» на ул.Победы, отреставрированный паровоз серии Эр в сквере за железнодорожным вокзалом, крепления для Кирикилинского моста – все это выполнено умелыми руками заводчан для благоустройства родной Астрахани.
Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в стране и в мире, связанную с распространением коронавирусной инфекции, предприятие продолжает модернизацию своих производственных площадок. На смену устаревшему оборудованию приходят станки с числовым программным управлением.
В текущем году инвестиционная программа АТРЗ составила порядка 35 миллионов рублей. Из них 26 миллионов было потрачено на переоснащение колесного отделения экипажного цеха, как стратегического подразделения, в котором вторую жизнь обретают колесные пары локомотивов.
Новое оборудование, в числе которого гидравлический пресс для завальцовки бандажей колесных пар, пресс гидравлический горизонтальный для запрессовки, распрессовки колесных пар и установка индукционного нагрева бандажей колесных пар до конца года позволят отладить ряд процессов и увеличить пропускную способность отделения. В новых условиях Астраханский ТРЗ сможет расширить и перечень ремонтируемых узлов, тем самым выйдя на новый уровень развития.
Астраханский ТРЗ на протяжении последних 9 лет – ячейка крупной российской компании «ЛокоТех», деятельность которой направлена на обслуживание и ремонт грузовых и пассажирских локомотивов. Основной заказчик холдинга – ОАО «РЖД». Учитывая уникальность предприятия (а АТРЗ обслуживает только маневровый фонд), в ремонт на завод приходят локомотивы со всей страны – от Калининграда до Дальнего Востока и Сибири.
В конце весны АТРЗ выпустил из ремонта свой очередной юбилейный тепловоз – 17 400! Это событие можно назвать поистине знаковым, ведь юбиляром стал первый, освоенный в объеме капитального ремонта, тепловоз серии ТЭМ18Д под бортовым номером 004. Маневровый – выпускник Брянского машиностроительного завода 2004 года уже активно выполняет свои трудовые функции в районе депо приписки – Калининградской железной дороги. В следующий раз он увидит заводские стены через 8 лет, когда вернется на АТРЗ с целью прохождения среднего ремонта.
Модернизация и переоснащение производственных площадок, стабильная загрузка позволяют заводу не только уверенно смотреть в завтрашний день, но и гарантировать стабильную занятость персоналу, а, значит, и заработную плату и достаток их семьям. Безусловно, за победами любого предприятия стоят люди. Простые рабочие, мастера, бригадиры – большая, сплоченная команда, благодаря которой вот уже 68 лет завод живет и развивается. И это отрадно, ведь означает, что люди верят своему заводу, видят перспективу работы именно здесь, дорожат им. А это дорогого стоит.
В Москве состоялась встреча представителей Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете с главами дипломатических представительств стран Латинской Америки и государств Персидского залива, в рамках которой дипломатам представили перспективы сотрудничества в северных широтах и ключевые российские проекты по развитию Арктики.
Холдинг «Селигдар» (MOEX: SELG) (далее – «Холдинг» или «Селигдар»), российский производитель золота и олова, в 2022 году вышел на новый уровень – производство золота компаниями Холдинга превысило 7,5 тонн. Таким образом, «Селигдар» не только выполнил производственный план года, но и установил исторический рекорд производства золота. В 2021 году объем производства золота составил 7,2 тонн.
В столицу Бурятии Улан-Удэ поступили ещё 12 автобусов большой вместимости Volgabus. Это уже вторая партия комфортабельных низкопольных машин в рамках совместного проекта с ВЭБ.РФ и Государственной транспортной лизинговой компанией.