Статьи

АСТРАХАНСКИЙ ТРЗ: ЗДЕСЬ ЧИНЯТ ТЕПЛОВОЗЫ!

21 сентября 2021 г.

4 июля свой 68-ой день рождения отметил один из старейших заводов Астрахани – тепловозоремонтный (АТРЗ, входит в Группу компаний «ЛокоТех»). Его появление в середине прошлого столетия оказало колоссальное влияние на  развитие областного центра, в особенности микрорайона  в последствие получившего название «Жилгородок».

     Сложно себе приставить, что район сегодняшнего автогородка в конце 40-х годов двадцатого века считался глубоким пригородом Астрахани. Территория от современного Алимпика  до места, где сейчас расположен Астраханский ТРЗ,  по ул.Боевой недалеко от Царевского моста,  представляла собой  пустырь с редкими одноэтажными частными постройками. Все изменилось в 1948 году, когда руководством страны было принято решение о строительстве в нашем городе первого и на сегодняшний день единственного на Юге России тепловозоремонтного завода. В послевоенные годы железнодорожный транспорт  усиленными темпами стал переходить с паровозной тяги на тепловозную - страна  остро нуждалась и в тепловозах, и в их ремонте.  Почему для строительства была выбрана именно Астрахань? Ответ очевиден. Астраханская область и тогда, и сейчас занимает выгодное географическое положение - граничит  со многими бывшими союзными республиками  и государствами так называемого соцлагеря, что явилось весомым аргументом при выборе места под застройку.  

       Трудовые вехи. Начало

      В частичную эксплуатацию АТРЗ был введен в 1953 году. Чтобы как можно быстрее начать ремонт тепловозов, в первую очередь были построены ремонтно-сборочный корпус, литейный и кузнечный цеха, парокотельная. К этому времени на заводе работало всего 268 человек. В последствие численность персонала Астраханского ТРЗ доходила до трех тысяч. На завод приезжали  специалисты со всей страны, в том числе выпускники профильных учебных заведений по распределению. В октябре того же года предприятием был принят в ремонт и первый тепловоз  ТЭ1-20-105, вышедший из ворот АТРЗ весной 1954-го. Несмотря на тяжелые условия и недостаточную оснащенность производства,  ремонт локомотива был выполнен очень качественно,  позволив тепловозу безукоризненно отработать в течение последующих 12 лет. В 80-х годах, к тридцатилетию предприятия, ТЭ1 был передан заводу в дар и установлен на постамент рядом с заводской проходной, где его можно увидеть и сегодня. Тепловоз до сих пор является центральной визитной карточкой АТРЗ как дань памяти трудовым свершениям старшего поколения заводчан.

     Проектной мощности завод достиг к 1958 году, а к 1960-му выпустил из своих стен уже первую тысячу отремонтированных локомотивов. Но не только производственными успехами мог он похвастаться к этому времени. Заводчанами был отстроен целый микрорайон – нынешний Жилгородок. Жилой массив из десятков многоквартирных домов, два детских сада, школа, поликлиника и большой Дом культуры (знаменитый дом с колоннами) до сих пор  служат астраханцам, являясь отражением  и советской эпохи, и вклада предприятия в экономику региона.

     И работать, и учиться

   Заводчане  ремонтировали тепловозы, строили жилые дома, а еще  учились. В конце 50-х на  Астраханском ТРЗ  был открыт  филиал вечернего факультета Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (сегодняшний РГУПС). Заводские рабочие, мастера и техники имели возможность без отрыва от производства получить профильное высшее образование, чем с успехом и пользовались. За годы  существования через этот филиал прошли и сотни железнодорожников Приволжской железной дороги – удобно,  не было необходимости уезжать на учебу в Ростов-на-Дону.

      АТРЗ обслуживал маневровый парк локомотивов  практически всех республик большой советской страны, а еще многих иностранных государств. Монголия, Румыния, Чехословакия – далеко не полный перечень стран, пользующихся услугами астраханского завода с конца 60-х. Многие контакты сохранились до сих пор, позволяя предприятию и сегодня выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.

        Что сегодня

         Современная история АТРЗ не менее оптимистична, хоть и не пестрит стахановскими достижениями. В сравнении с советским периодом развития,  предприятие пока не имеет возможности возводить целые  жилые микрорайоны или строить детские сады. Времена изменились, и сейчас это по силам единицам российских компаний. Но оно по-прежнему является флагманом астраханского машиностроения, дающим возможность своему коллективу, насчитывающему более тысячи человек достойно жить и работать, а городу – получать налоговые отчисления, стабильную занятость населения и посильную помощь от предприятия. Сквер ветеранов Советского района, композиция «Журавли» на ул.Победы, отреставрированный паровоз серии Эр в сквере за железнодорожным вокзалом, крепления для Кирикилинского моста – все это выполнено умелыми руками заводчан для благоустройства родной Астрахани.   

          Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в стране и в мире, связанную с распространением коронавирусной инфекции, предприятие продолжает модернизацию своих производственных площадок. На смену устаревшему оборудованию приходят станки с числовым программным управлением.   

      В текущем году инвестиционная программа АТРЗ составила порядка 35 миллионов рублей. Из них 26 миллионов было потрачено на переоснащение колесного отделения экипажного цеха, как стратегического подразделения, в котором вторую жизнь обретают колесные пары локомотивов.

    Новое оборудование, в числе которого гидравлический пресс для завальцовки бандажей колесных пар, пресс гидравлический горизонтальный для запрессовки, распрессовки колесных пар и установка индукционного  нагрева бандажей колесных пар до конца года позволят отладить ряд процессов и  увеличить пропускную способность отделения. В новых условиях Астраханский ТРЗ сможет расширить и перечень ремонтируемых узлов, тем самым выйдя на новый уровень развития.

            Астраханский ТРЗ на протяжении последних 9 лет – ячейка крупной российской компании «ЛокоТех», деятельность которой направлена на обслуживание и ремонт грузовых и пассажирских локомотивов.  Основной заказчик холдинга – ОАО «РЖД».  Учитывая уникальность предприятия (а АТРЗ обслуживает только маневровый фонд), в ремонт на завод приходят  локомотивы со всей страны – от Калининграда до Дальнего Востока и Сибири.

         В конце весны АТРЗ выпустил из ремонта свой очередной юбилейный тепловоз – 17 400! Это событие можно назвать поистине знаковым, ведь юбиляром стал первый, освоенный в объеме капитального ремонта,  тепловоз серии ТЭМ18Д под бортовым номером 004. Маневровый – выпускник Брянского машиностроительного завода 2004 года уже активно выполняет свои трудовые функции в районе депо приписки – Калининградской железной дороги. В следующий раз он увидит заводские стены через 8 лет, когда вернется на АТРЗ с целью прохождения среднего ремонта.

         Модернизация и переоснащение производственных площадок, стабильная загрузка позволяют заводу не только уверенно смотреть в завтрашний день, но и гарантировать стабильную занятость персоналу, а, значит, и заработную плату и достаток их семьям. Безусловно, за победами любого предприятия стоят люди. Простые рабочие, мастера, бригадиры – большая, сплоченная  команда, благодаря которой вот уже 68 лет завод живет и развивается.  И это отрадно, ведь означает, что люди верят своему заводу, видят перспективу работы именно здесь, дорожат им. А это дорогого стоит.  




Новости

«Силовые машины» признаны лучшим производителем паровых турбин и гидрогенераторов России
19 февраля 2024г.

 «Силовые машины» получили максимальные оценки в опросе потребителей генерирующего оборудования «ТЭК-РЕЙТИНГ», где ежегодно выявляются лучшие поставщики для энергетической отрасли.

Столичный производитель наладит серийный выпуск новой модели газоанализатора для Арктики
19 февраля 2024г.

Московский производитель контрольно-измерительных устройств – компания «Промприбор-Р» – разработал новую модель газоанализатора в арктическом исполнении.

Обуховский завод запустил в серию мобильный комплекс по очистке СОЖ
14 февраля 2024г.

АО «Обуховский завод», входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», приступил к серийному производству отечественного мобильного комплекса по очистке (МКО) смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) собственной разработки.

Все новости

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?

Телеграмм канал Все регионы


Объявления

02.02.2024г.
Куплю кабель и провод с хранения, разных сечений,

«Альянс» ООО

Куплю кабель и провод с хранения, разных сечений, остатки после монтажа. С консервации, резерва. Кабели силовые, контрольные, связи, рассмотрим любые варианты. Предложения c указанием марки, сечения, года выпуска, если есть фото. просьба ...
01.02.2024г.
Канат для крана ГОСТ 2688-80

Орелмет

Канат стальной (трос) ГОСТ 2688-80 черный и оцинкованный ф 4,1 - 56,0 мм. от 100 п.м. со склада и на заказ. Применяется на кранах, лебеках, талях в качестве грузового троса. Доставка на ...
31.01.2024г.
Куплю оптом кабель, провод, дорого, самовывоз

«Альянс» ООО

Оперативно выкупим ваш силовой, контрольный и тд кабель опт и крупный опт, дорого! Рассматриваем б/у. Купим ГОСРЕЗЕРВ. Выезд по регионам России. Если кабель не поврежден оплачиваем как изделие, а не ...
Все объявления