26 октября 2021 г.
Еще лет пять-семь назад беспилотный транспорт казался чем-то из области фантастики. Тогда производители показывали свои первые прототипы, а скептики приводили доводы, почему автономные автомобили нежизнеспособны. Сегодня тема транспорта без водителя переходит из теоретической плоскости в практическую.
Минтранс России совместно с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) формируют заявку для создания беспилотных логистических коридоров в рамках экспериментальных правовых режимов. Реализация проекта, одобренного ранее правительством России, позволит уже с 2022 года начать тестовые заезды беспилотных грузовиков на участках трассы М-11 «Нева». Это станет первым шагом к их масштабному коммерческому использованию на магистрали между Москвой и Петербургом с 2024 года и запуску автономных перевозок между Азией и Европой к 2030 году. Об этом в начале сентября этого года на Восточном экономическом форуме заявил заместитель министра транспорта России, председатель набсовета ЦТЛ Кирилл Богданов. Планируется до конца текущего года внести на рассмотрение правительства проект постановления о включении беспилотных магистральных грузоперевозок в режим так называемых цифровых песочниц. Этот инструмент открывает реальную возможность начать тестирование грузовиков в беспилотном режиме, одновременно отрабатывая новые нормы правового и технического регулирования, инновационные организационно-технические решения и логистические бизнес-модели.
На полях ВЭФ замминистра транспорта подписал соглашение с новыми участниками проекта «Беспилотные логистические коридоры» — компаниями Volvo, «Почта России», ГТЛК и ВТБ Инфраструктурный Холдинг. Они дополнили формируемый проектный консорциум, в который вошли ассоциация ЦТЛ, КАМАЗ, «Национальные телематические системы», СберАвтоТех, «Деловые Линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» и X5 Group.
Volvo, имеющая успешный опыт эксплуатации автономных и полуавтономных транспортных средств, стала первым иностранным производителем в данном проекте. За плечами шведской компании много интересных наработок.
Так, в 2015 году был представлен прототип самодвижущейся электрической самосвальной тележки Volvo HX. Впоследствии на протяжении нескольких лет в условиях карьера проводились всесторонние испытания беспилотной техники вкупе с сопутствующей инфраструктурой. С 2020 года автономные электрические самосвальные тележки выпускаются серийно.
Еще один пример — беспилотный электрический тягач Volvo Vera. На сегодняшний день это работоспособный концепт, на котором обкатываются технологии взаимодействия машины с окружающей средой. Он трудится в контейнерном терминале порта Гётеборг.
Также Volvo имеет опыт работы обыкновенных грузовиков в автономном режиме без водителей. Такая техника используется в одной из норвежских шахт.
Обкатка беспилотных технологий происходит и на пассажирской технике. Электробус Volvo эксплуатируется в одном из кампусов Сингапура.
Беспилотники пока работают только на замкнутых территориях. Это объясняется тем, что любая автономная машина подразумевает существование в полностью оцифрованной реальности, что на данном этапе реально безопасно воплотить только в условиях ограниченного пространства с минимальным присутствием людей.
На некоторых своих машинах Volvo внедряет частичную автоматизацию, помогающую водителю. Один из таких проектов — полуавтоматический мусоровоз, который тестируется в Гётеборге. Машина оснащена датчиками, отслеживающими препятствия на дороге.
После сканирования обслуживаемой территории мусоровоз может автоматически останавливаться у каждого контейнера без участия водителя. Такие технологии призваны повысить производительность труда водителя, облегчить управление машиной, сделать работу безопаснее, а также сократить количество людей, участвующих в операциях. Обычно на аналогичных машинах работают два человека: водитель и тот, что обслуживает контейнеры. На данном мусоровозе задействован только один работник.
У Volvo есть интересный стартап в Бразилии, реализуемый на уборке сахарной свеклы. В процессе сбора урожая самая сложная работа для водителя заключается в том, что он должен ехать рядом с комбайном с той же скоростью, к тому же по неровной поверхности. Облегчить труд водителя можно за счет автоматизации. В этом случае поле оцифровывается. Грузовик заезжает на поле, синхронизируется с комбайном и двигается за ним, а водитель только наблюдает за процессом.
Интересным эффектом введения полуавтоматических автобусов Volvo в Гётеборге стало регулирование скорости движения транспорта согласно действующим ограничениям. Когда автобус заезжает в зону ограниченной скорости, он автоматически ограничивает скорость согласно тому знаку в зоне действия, которого он движется, как бы водитель ни давил на педаль газа. Благодаря этому нововведению количество ДТП с участием общественного транспорта снизилось на 50 %, а график движения автобусов стал точнее на 80 %.
И это лишь часть технологий автономного и полуавтономного движения, над которыми работает Volvo Group. Использование беспилотного транспорта позволяет существенно увеличить скорость доставки грузов, значительно снизить, а в перспективе и совсем убрать «человеческий фактор», уменьшить себестоимость перевозок.
Статья подготовлена по материалам доклада Всеволода Гаврилова, директора
АО(н) «Вольво Восток», подразделения Volvo Penta, на пресс-конференции Volvo CE «Эволюция технологий и машин будущего. Специалисты будущего» , проходящей в рамках финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), Уфа
В Москве состоялась встреча представителей Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете с главами дипломатических представительств стран Латинской Америки и государств Персидского залива, в рамках которой дипломатам представили перспективы сотрудничества в северных широтах и ключевые российские проекты по развитию Арктики.
Холдинг «Селигдар» (MOEX: SELG) (далее – «Холдинг» или «Селигдар»), российский производитель золота и олова, в 2022 году вышел на новый уровень – производство золота компаниями Холдинга превысило 7,5 тонн. Таким образом, «Селигдар» не только выполнил производственный план года, но и установил исторический рекорд производства золота. В 2021 году объем производства золота составил 7,2 тонн.
В столицу Бурятии Улан-Удэ поступили ещё 12 автобусов большой вместимости Volgabus. Это уже вторая партия комфортабельных низкопольных машин в рамках совместного проекта с ВЭБ.РФ и Государственной транспортной лизинговой компанией.