18 февраля 2010 г.
Автор: Костромин Иван
Итак, зачем вообще нужны дополнительные средства безопасности? Если подъемный кран - в отличном техническом состоянии, а крановщик - обучен, прошел инструктаж и прекрасно знаком с техническими возможностями этого крана, то аварии вроде как не должно случиться в принципе.
Теоретически это так. Но везде, где люди вступает в потенциально небезопасную для себя среду, возможна авария. Причиной может быть человеческий фактор, или стечение нескольких неблагоприятных составляющих - да мало ли что. И если аварию можно предотвратить, то это следует сделать.
Так что приборы и устройства безопасности на подъемном кране - это последний рубеж, как страховка для акробата. И, согласитесь, акробату под куполом намного легче при наличии карабина на поясе и троса за спиной.
Крайности - опасны
Что же угрожает подъемному крану? В первую очередь, как ни странно, собственные механизмы. Стрела крана, с ударом достигшая своего крайнего положения - верхнего или нижнего - может привести если не к аварии, то уж как минимум к серьезной поломке. Трос, полностью сошедший с барабана лебедки (груз опускали в котлован), может быть вырван из заделки, а это - неминуемое падение груза вместе с крюковой обоймой. И уж точно нет ничего хорошего в кране, проскочившем конец своих рельсовых путей.
Предупредить эти крупные неприятности может маленькое и недорогое устройство - конечный (или концевой) выключатель. Многие считают автомобильный стоп-сигнал самым важным техническим средством для безопасности дорожного движения. Тогда конечный выключатель - важнейшее средство обеспечения безопасной работы крана.
Красная кнопка
Существует много моделей концевых выключателей, и у этих моделей - множество исполнений. Однако устройство всех этих приборов сходное.
В концевом выключателе подпружиненная кнопка соединена с электрическими контактами. Нажатие этой кнопки замыкает или размыкает эти контакты. Вместо кнопки может использоваться толкатель с роликом, поворотный рычаг или даже длинный гибкий ус. Также существуют бесконтактные концевики, у них другое внутреннее устройство, но функционально на кране они выполняют ту же роль - аварийной кнопки.
Для обеспечения безопасности на кранах применяются нормально замкнутые концевые выключатели, включенные в цепь крана последовательно. Это значит, что в нормальном положении контакты концевого выключателя замкнуты, и по цепи управления идет ток.
Если происходит нежелательное событие, грозящее аварией, то цепь концевого выключателя размыкается. Чаще всего это приводит к остановке механизмов крана.
Что же нажимает на кнопку? Это делает механическое устройство, оно называется «привод концевого выключателя». А вот выглядит этот привод в каждом случае по-разному. Сконструировать привод концевика - задача, требующая для своего решения от инженера немалой смекалки.
Не экономьте на «концевиках»!
К сожалению, концевые выключатели и их приводы - первое, что выходит из строя на кране и последнее, что восстанавливается. Выходит из строя потому, что это подвижные детали, требующие регулярной смазки, чистки и периодической регулировки.
Очень часто внимания механика на них просто не хватает, ведь на кране есть более масштабные узлы и детали - двигатели, редукторы, тросы. Но безопасность работы крана складывается, как мозаика, из многих элементов - крупных и небольших, на первый взгляд. И вдвойне неприятно, если поломка или авария на кране произойдет из-за неисправности копеечной детали.
Шагаем в XXI век
На подъемных кранах с электрическим проводом (а это башенные, козловые, портальные и др. краны) концевой выключатель чаще всего размыкает катушку контактора. При этом электродвигатель обесточивается, автоматически срабатывает тормоз, и кран довольно резко останавливается.
При всей своей простоте такая схема имеет существенный недостаток - резкое затормаживание увеличивает действующие на конструкцию крана нагрузки в разы. Кроме того, это еще и некомфортно для крановщика.
К счастью, это не неизбежное зло.
На современных портальных, козловых и башенных кранах широко используется пропорциональное частотное управление. Контроллеры в кабинах заменены на удобные аналоговые джойстики, и теперь механизмы крана могут начинать движение и останавливаться очень плавно.
Концевые выключатели в этом случае работают не сами по себе, а интегрированы в систему управления подъемным краном. И концевик теперь не просто размыкает контактор, а подает сигнал на центральный управляющий процессор, который плавно затормаживает электродвигатель.
Костромин Иван
ООО «1860 Техкомплект»
28 января 2010
Новый пакет экспертизы содержит правила для выявления внутренних нарушений и атак на компоненты систем промышленной автоматизации, разработанных на базе ПО «Альфа платформа» компании «Атомик Софт». Это ПО используется в энергетике, транспортной промышленности, производстве удобрений, нефтегазовой отрасли и других сферах. Правила разработаны для системы MaxPatrol SIEM, которая входит в состав решения для защиты промышленности от киберугроз PT Industrial Cybersecurity Suite (PT ICS).
Поддержание высокого уровня эксплуатационной безопасности систем и оборудования АЭС - важнейшая составляющая деятельности Концерна «Росэнергоатом».
МегаФон предложит технические решения по передаче данных на общефедеральном уровне для нужд «Газпром межрегионгаз» — крупнейшего поставщика природного газа для потребителей всех категорий. Проект направлен на реализацию федеральной программы цифровизации поставок газа, внедрение систем телеметрии и «умных счетчиков» на территории страны.
"Северо-Западное Машиностроительное Предприятие" ООО