Статьи

КВЗ: как строят всемирно известные вертолеты

18 мая 2019 г.

Казанский вертолетный завод (входит в холдинг «Вертолеты России») вот уже более 50 лет производит всемирно известный Ми-8/17 и его современные модификации. Ныне его дополняет массовый выпуск Ансата, который тоже выходит на международный рынок. А сегодня предприятие, завершая масштабную модернизацию, начало производство новых вертолетов Ми-38. Все это мы увидели своими глазами, побывав в гостях у одного из лидеров российского машиностроения.

НЕМНОГО ИСТОРИИ: от комбайнов до амфибий

История КВЗ начинается 4 сентября 1940 года. В этот день был создан ленинградский авиационный завод № 387, который в июле 1941 г. эвакуировали в Казань и объединили с местным заводом обозных деталей. Вскоре там начали производить легендарный бомбардировщик По-2. За годы войны завод отправил на фронт 11 553 самолета.

В 1947 году завод перепрофилировался под выпуск комбайнов С-4, но четыре года спустя вернулся в авиапром - начал производство вертолетов Ми-1. В 1954 году стартовал серийный выпуск Ми-4, который стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. В 1965-м предприятие приступило к изготовлению Ми-8 - самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми». А уже в следующем году предприятие получило свое нынешнее название - Казанский вертолетный завод. В 1973-м КВЗ освоил производство амфибии Ми-14, который широко использовался в морской авиации. Этапным для завода стал 1997 год, когда конструкторское бюро КВЗ представило прототип нового лёгкого вертолёта Ансат. С 2013 года машина производится серийно.

За свою историю КВЗ выпустил более 12 тысяч вертолётов, которые летают более чем в 90 странах мира. У завода даже есть сертификат от Министерства обороны США: американские военные закупили партию Ми-17 для использования в Афганистане.

ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ МИРОВОГО РЫНКА

С 2007 года предприятие входит в холдинг «Вертолёты России». Основная продукция - многоцелевые вертолёты семейства Ми-8/17 и Ансат. Завершается производство первых Ми-38. Машины КВЗ пользуются спросом на зарубежном рынке, выгодно отличаясь от иностранных аналогов.

В 2018 году легкий многоцелевой вертолет Ансат активно демонстрировал свои возможности на родине и успешно штурмовал азиатский рынок. «Вертолеты России» подписали несколько контрактов на поставку Ансата. В частности, вертолеты с медицинским модулем будут работать в Национальной службе санитарной авиации. А в ноябре на полях авиасалона Airshow China был заключен контракт на поставку 20 вертолетов этого типа для Ассоциации медицины катастроф Китайской Народной Республики. Также Ансат в ходе его первого зарубежного тура, представили потенциальным заказчикам во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде и Малайзии. По итогам дополнительных испытаний Ансата в горной местности Росавиация одобрила изменения в сертификат машины – увеличен ресурс ряда агрегатов и систем, а значит, снизилась стоимость летного часа, и машина стала интереснее потенциальным заказчикам.

23 ноября 2018 года первый полет совершил вертолет Ми-38Т, созданный по заказу Министерства обороны России. Уже в 2019-м машина будет передана в эксплуатацию военному ведомству. У этого вертолета беспрецедентный для российского рынка уровень автоматизации. Он оснащен интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом с индикацией данных на пяти дисплеях.

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВЕРТОЛЕТОВ

ПАО «Казанский вертолетный завод» - предприятие полного цикла: от разработки вертолетов до их утилизации. Завод развивается в соответствии с планом технического перевооружения, это часть общей стратегии по модернизации производств Холдинга «Вертолеты России».

В частности, реконструированы корпуса механообрабатывающего производства введены в эксплуатацию вновь построенные корпуса: агрегатно-сборочного и малярного производства, лаборатории динамических испытаний узлов и агрегатов вертолетов, складского хозяйства, службы материально-технического снабжения, также проведена реконструкция энергетического хозяйства. Все корпуса параллельно оснащались воспроизводительным технологическим оборудованием с применением числового программного управления. В конце 2017 года завершено строительство корпуса гальванического производства, а уже в марте 2018 года запущено обновленное гальваническое оборудование с применением автоматизированных систем управления технологическими процессами: помимо всего прочего, корпус был объединен с участком нанесения лакокрасочных покрытий, теплым обогреваемым переходом и за счет этого была обеспечена оптимизация логистических потоков. Внедрение современного оборудования и автоматизация производства позволили сократить производственный цикл на 15%, обеспечить технологическую безопасность и требуемый уровень качества выпускаемой продукции, увеличить производительность труда.

В рамках модернизации гальванического производства также была приобретена и введена в эксплуатацию новая станция очистки сточных вод, установлено современное насосное оборудование. Применение современных методов очистки сточных вод позволит на 40% сократить потребление энергоресурсов, а также возвратить в технологический процесс 87% сточных вод. В результате завод будет экономить 2,3 млн. рублей в год.

В настоящее время на ПАО «Казанский вертолетный завод» завершен инвестиционный проект, реализуемый с привлечением бюджетный средств. В рамках реализации данного проекта реконструированы и вновь построены производственные площади заготовительно -штамповочного производства и подготовки производства и оснащены данные производства современным технологическим оборудованием.

Также завершается техническое перевооружение производства лопастей и деталей из полимерных композиционных материалов. Отметим, что этот проект поддержало и правительство Татарстана, в частности, оно организовало для сотрудников предприятия поездку на аналогичное производство во Франции - для ознакомления с современными технологиями выкладки композиционных материалов.

Модернизация производств ПАО «Казанский вертолетный завод» коснулась не только оборудования, но и всей производственной среды. Ушли в прошлое такие проблемы, как холод, сумрак и промасленные тряпки. К примеру, сейчас в цехах работает современная система отопления потолочного типа, благодаря ей в помещениях всегда тепло и комфортно. Современная система освещения предприятия соответствует требованиям охраны труда, обладает высокой энергоэффективностью и имеет значительный срок службы. На всех производственных переделах царит порядок - и на рабочих местах, и в головах.

МЕХАНООБРАБОТКА: как бороться с дефицитом кадров

Техническое перевооружение завода началось с реконструкции цехов механообрабатывающего производства токарного и фрезерного направления. Данный передел являлся «узким местом» в технологической цепочке производства вертолетной техники. Парк металлообрабатывающего оборудования обновили полностью: появились суперсовременные высокопроизводительные обрабатывающие центры и станки с ЧПУ от ведущих мировых производителей.

Модернизация механообрабатывающего производства помогла справиться и с проблемой кадрового дефицита. Прежде на производстве требовались рабочие 6-7 разряда, а сейчас станками управляют операторы, уровень квалификации которых не выше 4-5 разряда. Задача оператора проста - следовать технологической документации, которую ему выдал программист-технолог: правильно собрать инструмент, закрепить заготовку и нажать на стойке ЧПУ станка кнопку «Пуск». Таким образом, влияние человеческого фактора почти исключено.

В процессе модернизации были объединены три цеха, прежде располагавшиеся на разных промышленных площадях в разной степени удаленности друг от друга. Это позволило оптимизировать расходы по перемещению деталей и сократить затраты на логистику производственных потоков. Завод пошел по пути замещения оборудования: приобретались новые высокопроизводительные станки с ЧПУ и обрабатывающие центры с расчетом, чтобы каждый из них мог заменить три-четыре единицы универсального оборудования высокой степени физического износа.

Службы технологической подготовки производства, конструкторское бюро и вспомогательный персонал теперь расположены непосредственно в цехе, от производства их отделяют прозрачные перегородки. Благодаря этому службы могут в любой момент включиться в производственный процесс.

ФРЕЗЕРНЫЙ ЦЕХ: работает почти в безлюдном режиме

Фрезерный цех механообрабатывающего производства, среди прочего, изготавливает шпангоуты силового каркаса - «ребра» вертолета. Здесь из массивных заготовок производятся легкие, но очень прочные детали.

Чтобы оптимизировать работу цеха, приобретены и введены в эксплуатацию две автоматизированные производственные линии. Каждая состоит из горизонтально- и вертикально-фрезерных обрабатывающих центров. (алюминиевая – два горизонтальных 4-х координатных ОЦ и два 5-ти координатных ОЦ, стальная – три 5-ти координатных ОЦ). Одна линия обеспечивает обработку деталей из алюминиевых сплавов. Ее обслуживает один оператор, причем в течение 12 часов она может работать в безлюдном режиме. По такому же принципу построена работа второй линии, предназначенной для обработки стальных деталей. В составе стальной линии используются более мощные обрабатывающие центра. Данные линии обеспечивают высокую пропускную способность изготовления деталей и являются высокопроизводительными. Обработка деталей прекращается лишь для смены паллеты, которая происходит в автоматическом режиме.

Применение систем мониторинга производственных процессов в составе автоматизированных линий обеспечили сбор данных о режимах резания, стойкости и количестве потребляемого инструмента. Теперь с высокой точностью можно определить какое количество инструмента требуется для изготовления каждого конкретного типа вертолета и спланировать потребность инструмента на год вперед с учетом производственной программы выпуска.

АГРЕГАТНО-СБОРОЧНЫЙ ЦЕХ

В агрегатно-сборочном цехе рождается фюзеляж вертолета. Его собирают из отдельных панелей, в которые входят части каркаса с обшивкой. Пол совместно с другими панелями при сборке образует жесткую монолитную конструкцию. Соединение каркаса фюзеляжа с обшивкой выполняют посредством заклепочных швов. Цикл начинается с изготовления деталей и детальных подсборок, затем эти детали превращаются в агрегаты, которые уходят на стапельную сборку, а оттуда выходит готовый фюзеляж. Вся работа в цехе - ручная, основная квалификация рабочих - сборщик-клепальщик.

Цех поделен на три части: первая – сборка Ми-8, вторая - Ансата, третья – Ми-38. Ми-8 - машина среднего класса. Конструкция разработана в 60-х годах, но она постоянно модернизируется и полностью соответствует современным требованиям. Все задачи по увеличению дальности полета, грузоподъемности и уменьшению массы решает новый вертолет Ми-38. В 2018 году ПАО «Казанский вертолетный завод» изготовил первый вертолет Ми38Т, в декабре 2018 проведен первый полет в рамках предварительных испытаний. После завершения летных испытаний будет получено разрешение для серийного выпуска. План по производству этого вертолета уже есть на три ближайших года.

Ансат (от татарского «легкий», «простой») - легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет. Конструкция машины позволяет оперативно трансформировать ее в грузовой или пассажирский вариант с возможностью перевозки до семи человек.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА, покраска и сдача вертолета: дальше только небо

В цехе окончательной сборки, как и следует из его названия, происходит окончательная сборка и комплектация вертолетов, а также проверка всех систем на работоспособность. Оборудование и системы управления постоянно обновляются, и соответствуют последнему слову современного приборостроения. Вертолет комплектуется в основном отечественным оборудованием, в частности, все приборы производятся в России. По желанию заказчика (покупателя) на вертолете может быть установлено оборудование зарубежного производства.

Один из трендов в вертолетостроении — снижение количества пилотов. Например, «Ансат» может управляться одним пилотом, а вертолет Ми -38 — двумя. Принцип будущего авиастроения — это беспилотная авиация.

После окончательной сборки вертолеты отправляются в малярный цех. Он оборудован современными окрасочно-сушильными камерами. Красят вертолеты вручную, используя несколько цветов. Это настоящее творчество!

Раньше вертолеты перемещались по цеху вручную, это была тяжелая и травмоопасная процедура. Теперь для этого есть радиоуправляемые буксировочные тележки.

А дальше новая машина передается на летно-испытательный комплекс (ЛИК) – это вершина в процессе создания вертолетов. Именно на ЛИКе вертолеты получают путевку в жизнь. Помимо испытаний серийных вертолетов, на ЛИК проводятся предварительные заводские наземные и летные испытания опытных машин, сертификационные, летно-конструкторские испытания модернизированной и модифицированной винтокрылой техники.

Для того чтобы опытной машине выписать путевку в жизнь, выполняются сотни испытательных полетов, производятся замеры и регистрация огромного потока объективной информации, позволяющей оценить характеристики бортовых систем и оборудования. По результатам выполненных полетов выполняется обработка полетной параметрической информации, анализ записей систем бортовых измерений для предоставления данных специалистам опытно-конструкторского бюро (ОКБ).

Летчики-испытатели ЛИКа – это профессионалы с большой буквы, влюбленные в свою работу. Быть летчиком - далеко не означает быть летчиком-испытателем. Испытательный полет всегда всесторонне готовится и «проигрывается». Задание свое летчик-испытатель не просто знает, он его «чувствует» и отчетливо представляет все этапы полета, знает все свои действия на все случаи жизни. Почти на все. Летные испытания всегда рождают какие-то новые вопросы, обнажают проблемы. Необходимые для такой работы навыки мышления оттачиваются в школе летчиков-испытателей при ЛИИ им. М.М. Громова в городе Жуковский Московской области. Именно там присваивается класс летчикам-испытателям.

ВНИМАНИЕ К ЛЮДЯМ

Сегодня работа на КВЗ считается престижной. Социальная стабильность в коллективе для завода - приоритетное направление. Соцобеспечение работников КВЗ включает медицинское обслуживание, жилищные программы, улучшение условий труда, пенсионный пакет, спортивные и оздоровительные мероприятия, материальную помощь.

КВЗ не раз получал награды конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

Проблем с квалифицированным персоналом на предприятии тоже нет. Казанский вертолетный завод сотрудничает с учебными заведениями. К примеру, по инициативе КВЗ в гимназии №8 и школе №54 Казани были организованы вертолетные классы, в которых ребята углубленно изучают физику и математику, знакомятся с азами вертолетостроения.

Предприятие тесно сотрудничает с ссузами Казани. С Казанским авиационно-техническим колледжем имени П. В. Дементьева подписан договор о проведении производственных практик и дуальной подготовки рабочих. Работа со студентами начинается уже со 2-3 курсов.

Кроме того, по инициативе руководства завода в 2015 году в КНИТУ-КАИ была создана базовая кафедра «Вертолетостроение». Защита выпускных квалификационных работ проходит на предприятии. Лучшие выпускники бакалавриата поступают в магистратуру кафедры и сразу трудоустраиваются в ПАО «Казанский вертолетный завод» на должности: инженер-конструктор, инженер-технолог и закрепляются за наставником – руководителем научно-исследовательской работы, который на протяжении 2-х лет сопровождает и курирует обучение. Поэтому неудивительно, что сегодня средний возраст сотрудников КВЗ снизился до 42,5 лет.

КВЗ не просто поддерживает молодежь, но всеми силами создает слаженный коллектив, который будет строить новые вертолеты, продолжая дело своих предшественников. А ещё КВЗ участвует в подготовке к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Он пройдет в Казани с 22 по 27 августа 2019 года. Так, для соревнований по компетенции «Обслуживание авиационной техники» предприятие предоставит 2 вертолета Ансат.

КАЗАНЬ – ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА

Говоря о Казанском вертолетном заводе, невозможно не рассказать и о самой Казани. Помимо того, что столицу Татарстана по праву считают третьей столицей Россией, можно с уверенностью сказать: Казань еще и спортивная столица. Казанские спортсмены стали чемпионами практически во всех видах спорта: футболе, хоккее, волейболе, плавании. В республике три основных культурных объекта: это Казанский Кремль, город Болгар – поселение на территории древнего города Булгар, столицы средневековой Волжской Булгарии, и остров-град Свияжск – исторический город на острове при впадении Свияги в Волгу.

В Казани много детских площадок и парков. К слову, Казанский вертолетный завод участвовал в реконструкции парка «Крылья Советов».

В прошлом году Татарстан занял первое место в России по уровню туризма. Руководство республики часто посещает зарубежные страны с деловыми визитами и старается внедрить в родном городе все лучшие практики. Не удивительно, что Казань выглядит как европейский город.

Фото Валерий Соломахин




Новости

В PT ICS добавлен пакет экспертизы по выявлению кибератак на АСУ ТП на базе «Альфа платформы»
18 июня 2024г.

Новый пакет экспертизы содержит правила для выявления внутренних нарушений и атак на компоненты систем промышленной автоматизации, разработанных на базе ПО «Альфа платформа» компании «Атомик Софт». Это ПО используется в энергетике, транспортной промышленности, производстве удобрений, нефтегазовой отрасли и других сферах. Правила разработаны для системы MaxPatrol SIEM, которая входит в состав решения для защиты промышленности от киберугроз PT Industrial Cybersecurity Suite (PT ICS).

Экспертная комиссия подтвердила готовность энергоблока БН-600 Белоярской АЭС к проведению планового ремонта
10 июня 2024г.

Поддержание высокого уровня эксплуатационной безопасности систем и оборудования АЭС - важнейшая составляющая деятельности Концерна «Росэнергоатом».

МегаФон и «Газпром межрегионгаз» обсудили цифровизацию контроля за поставками газа
06 июня 2024г.

МегаФон предложит технические решения по передаче данных на общефедеральном уровне для нужд «Газпром межрегионгаз» — крупнейшего поставщика природного газа для потребителей всех категорий. Проект направлен на реализацию федеральной программы цифровизации поставок газа, внедрение систем телеметрии и «умных счетчиков» на территории страны.

Все новости

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?

Телеграмм канал Все регионы


Объявления

28.04.2024г.
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения и новую: целые барабаны, бухты, неликвиды, остатки на барабанах, невостребованный, ТМЦ. Крупный опт. Оплата: наличный и б/н расчет. Наш вывоз из любого региона России ...
22.04.2024г.
Испытания газотурбинных двигателей

Кингисеппский машиностроительный завод

Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» проводит испытания промышленных газотурбинных двигателей мощностью до 8 МВт. Испытания могут проводиться как на жидком, так и газообразном топливе на двух стендах спроектированным и ...
21.04.2024г.
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения
Покупаю кабельно-проводниковую продукцию с хранения и новую: целые барабаны, бухты, неликвиды, остатки на барабанах, невостребованный, ТМЦ. Крупный опт. Оплата: наличный и б/н расчет. Наш вывоз из любого региона России ...
Все объявления