Возврат к регулированию: есть ли будущее у энергетики без рынка?
26сентября 2017 года состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством председателя Комиссии Г.В. Березкина.На заседании рассматривался вопрос о наметившейся тенденции к возвращению регулирования в энергетическом секторе, связанный с последним решением Правительства РФ по Республике Бурятия.
С докладами по вопросу выступили:
· Балашов Максим Генрихович –Директор по работе с естественными монополиямиЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.»;
· Васильев Дмитрий Андреевич – Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;
· Усман Екатерина Юрьевна - Заместитель начальника Управления конкурентного ценообразования Ассоциации «НП Совет рынка»
Современный энергетический рынок РФ переполнен искусственно созданными механизмами перекрестного субсидирования: сдерживание тарифов на электроэнергию для населения, «последняя миля»и перераспределение НВВ между уровнями напряжения (группами потребителей). Сюда также следует отнести повышенную плату за мощность потребителями по фиксированному тарифу по долгосрочным договорам поставки мощности на оптовом рынке(ДПМ ТЭС, ДПМ АЭС/ГЭС). В последнее время резко обострился вопрос межтерриториального субсидирования (ДФО, строительство новых мощностей в Калининграде и Крыму), а также межотраслевое субсидирование (ДПМ ВИЭ, ДПМ ТБО).
Наличие всех вышеперечисленных факторов приводит к тому, что рыночная составляющая в цене на мощность стремится к нулю. Так, со слов представителей Ассоциации «НП Совет рынка», к 2023 году при сохранении текущих тенденций 70% цены на мощность будет составлять «нерыночная» составляющая. Стоит отметить, что доля мощности в оптовой цене на электроэнергию уже составляет порядка 45% и продолжает расти.
Данная ситуация усугубляется еще и тем, что Правительством РФвсе чаще принимаются решения о включении субъектов РФ в перечень территорий, на которых реализация всей электроэнергии и мощности осуществляется по тарифам в рамках регулируемых договоров (РД). К примеру, с 01.09.2017 года к таким территориям отнесена Республика Бурятия. В перечень зон с особым функционированием оптового рынка уже включены: Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики.В перспективе к данным регионам могут добавиться Республики Калмыкия, Карелия, Хакасия, Алтай, Забайкальский и Ставропольский края.
Уход потребителей в регулируемый сектор приводит к тому, что на оставшихся в «рыночном» ценообразовании существенно возрастает нагрузка по субсидированию в отрасли. Возникает это по причине того, что база для распределения субсидирования уменьшается на объемы энергопотребления «регулируемых» потребителей, а размеры субсидий остаются неизменными. Это приводит к неконтролируемому росту платежей на оптовом рынке для потребителей.
Участники дискуссии обозначили целый ряд причин, приведших к возникновению такой ситуации: это и отсутствие адекватной средне- и долгосрочной стратегии развития энергетической отрасли, отсутствие действенных рыночных механизмов в электроэнергетике (у поставщиков электрической энергии и мощности отсутствуют стимулы по заключению свободных договоров с потребителями).
По итогам заседания Председателем Комиссии Г.В. Березкиным было предложено подготовить письмо в Правительство РФ с описанием сложившейся ситуации на рынке электроэнергии и с предложениями по решению проблем избыточного субсидирования,которые включают в себя изменение законодательства в части:
· закрепления величины субсидирования в отрасли с графиком поэтапного снижения данного объема по годам;
· перераспределения перекрестного субсидирования в пределах зафиксированного объема в случае введения субсидирования для новых потребителей или увеличения субсидирования для уже существующих;
· ограниченияобъемов физического энергопотребления, на которые может быть распространено субсидирование;
Соответствующий проект письма будет направлен Членам Комиссии на согласование, и, в случае необходимости, будет принято решение о проведении дополнительного заседания Комиссии по данной тематике.
Новый пакет экспертизы содержит правила для выявления внутренних нарушений и атак на компоненты систем промышленной автоматизации, разработанных на базе ПО «Альфа платформа» компании «Атомик Софт». Это ПО используется в энергетике, транспортной промышленности, производстве удобрений, нефтегазовой отрасли и других сферах. Правила разработаны для системы MaxPatrol SIEM, которая входит в состав решения для защиты промышленности от киберугроз PT Industrial Cybersecurity Suite (PT ICS).
Поддержание высокого уровня эксплуатационной безопасности систем и оборудования АЭС - важнейшая составляющая деятельности Концерна «Росэнергоатом».
МегаФон предложит технические решения по передаче данных на общефедеральном уровне для нужд «Газпром межрегионгаз» — крупнейшего поставщика природного газа для потребителей всех категорий. Проект направлен на реализацию федеральной программы цифровизации поставок газа, внедрение систем телеметрии и «умных счетчиков» на территории страны.
"Северо-Западное Машиностроительное Предприятие" ООО
"Северо-Западное Машиностроительное Предприятие" ООО
"Северо-Западное Машиностроительное Предприятие" ООО